Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Топ-менеджер с учебником и без


Вера Смагина
Источник: Элитный персонал

 Современный управленец должен иметь в своем арсенале массу различных знаний и навыков. Но каким образом пополняется этот арсенал? Для того чтобы ответить на этот вопрос, газета «Элитный персонал» совместно с

 Современный управленец должен иметь в своем арсенале массу различных знаний и навыков. Но каким образом пополняется этот арсенал? Для того чтобы ответить на этот вопрос, газета «Элитный персонал» совместно с группой компаний «Ton-Менеджмент Консалт» провели круглый стол «Практический взгляд на образование и опыт топ-менеджеров».

В разговоре приняли участие:

 • Александр Чеканский, декан факуль­тета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ;

• Зося Герчикова, управляющий парт­нер группы компаний «Топ-Менеджмент Консалт»;

 • Татьяна Кузнецова, партнер компа­нии ВРО;

• Наталья Прокопьева, руководитель представительства МВД фармацевтичес­кой компании «Эвалар», выпускница МВА 2000;

• Сергей Ряковский, заместитель гене­рального директора по кадровой полити­ке ОКБ Сухого, преподаватель Всерос­сийской академии внешней торговли (МВА);

• Наталья Опарина, главный редактор информационно-аналитической системы «Персонал 911», «Топ Менеджмент Пер­сонал»;

• Наталья Толстая, генеральный дирек­тор «Амплуа-Брокер», слушательница бизнес-школы. 

 МВА в России уже не редкость. Руководи­тели некоторых компаний признают важ­ность этой степени при трудоустройстве, что не может не стимулировать приток учащих­ся в бизнес-школы. В связи с этим возникает вопрос, насколько за последний год-два в российском обществе изменилось отноше­ние к специалистам с MBА?

Н.О.: Наверное, сегодня уже можно ска­зать с большой долей уверенности, что понятие МВА перестало быть экзотическим. Мно­гие осознали необходимость получения ка­чественного образования в области бизне­са, поэтому и отношение к нему и к выпуск­никам изменилось в лучшую сторону.

 С.Р.: Меня как работодателя часто спра­шивают: поможет ли МВА при устройстве на работу? Однозначного ответа нет; любое систематизированное образование помо­гает личности развиваться. Но сам по себе диплом мало что значит, необходимо уз­нать, что человек умеет делать, что он де­лал раньше. Многие рассматривают МВА как палочку-выручалочку, эффективный способ найти работу. Это - заблуждение. Поэтому популярность МВА растет в среде абитуриентов, но не работодателей, кото­рые ставят бизнес-образование на 3-е мес­то после личностных качеств и опыта рабо­ты. И если вы меня спросите как преподава­теля, беру ли я на работу своих учеников, отвечу: пока еще ни одного не взял и даже не рассмотрел как претендента. С другой стороны, я с большим уважени­ем отношусь к тем, кто идет учиться на про­граммах МВА. Большинство из них созна­тельно выбирают дополнительное обуче­ние для того, чтобы достигнуть какой-то конкретной цели.

Н.Т.: Невозможно сказать, что больше по­могает менеджеру при движении по карьер­ной лестнице: практический опыт или МВА. Бывают случаи, когда МВА просто необходи­мо для получения знаний и повышения обра­зовательного уровня. Например, если у че­ловека в резюме в графе «образование» стоит непрестижный вуз -для работодателя это минус. В таком случае он, конечно, обра­тит внимание на наличие степени МВА.

А.Ч.: Если бы работодатели обращали больше внимания на наличие дополнитель­ного образования у кандидатов на вакант­ные места, рынок развивался бы намного быстрее.

 Кто учится в бизнес-школах? Должны ли компании оплачивать обуче­ние своих сотрудников, или искать деньги -личное дело каждого абитуриента? Как час­то выпускники МВА меняют место работы?

А.Ч.: Основная масса российских студен­тов платит сама за себя. Это позволяет им оставаться независимыми и строить свою карьеру самостоятельно.

 Н.Т.: У нас в группе преобладают люди, за которых платит компания. МВА может и дол­жна восприниматься руководителями как своеобразный бонус для людей, которые долго работают на одном месте.

С.Р.: Человек, которого направляют учить­ся за деньги компании, должен подумать о своем будущем. Например, что будет, если он «перерастет» фирму, которая оплатила обучение? Я согласен с тем, что МВД - это личное дело каждого.

 Н.Т.: Никто не может гарантировать, что, получив степень магистра делового админи­стрирования, человек останется в компании. Кстати, в нашей группе примерно 30% слу­шателей рассчитывают перейти на другую работу.

 А.Ч.: Некоторой гарантией того, что чело­век останется в компании, является его стаж. Однако за время обучения желание сменить место работы возрастает. Удивляться не при­ходится - у людей появляются новые связи, меняются взгляды, появляется уверенность в себе. Появляется, наконец, желание реализо­вать все это. И если в старой компании такой возможности нет – выпускники ищут новую работу. Но при этом нельзя забывать, что на российские программы МВА часто поступают собственники бизнеса.

Н.П.: Кстати, во многих группах основу со­ставляют приезжие. Пять лет назад я сама приехала в Москву для работы в московском офисе нашей компании. Диплом МВА мне был нужен, чтобы иметь «московскую мар­ку» образования. Могу сказать, что «регионалы» достаточно мотивированы на получе­ние хорошего столичного образования, ведь от этого во многом зависит, как сложится их дальнейшая карьера.

Обучение в бизнес-школе предполагает прохождение слушателем множества пред­метов и специальных тренингов. Что важ­нее: качество программ или психологичес­кая подготовка будущих лидеров бизнеса?

А.Ч.: В какой-то мере способность к лидер­ству МВА может развить, но сформировать лидерские качества программа не в состоя­нии, и это не является ее целью.

 Н.Т.: МВА дает возможность изучить но­вые технологии, знакомит с нестандартными бизнес-технологиями, формирует необходи­мую методологическую базу для выработки алгоритма принятия решений. Но лидерству нужно учиться самостоятельно.

Н.П.: Выбирая бизнес-школу, ориентиру­ешься, прежде всего, на ее бренд, что пред­полагает высокое качество основных про­грамм. Что касается бизнес-психологии и лидерства, то выработка этих качеств - это, скорее, задача специальных тренингов и се­минаров, которые были очень полезны во время учебы в бизнес-школе.

 Можно ли сказать, что каждый топ-менед­жер должен стремиться получить степень МВА? Выпускники бизнес-школ успешнее, нежели их коллеги без такого образования?

Т.К.: Все зависит от бизнеса. Мировая практика показывает, что в консалтинге и финансовой сфере сейчас без МВА сложно. Но невозможно однозначно сказать, что вы­пускники бизнес-школ более успешны, чем другие менеджеры. Безусловно, им проще претендовать на «громкие» должности, но успех мерится еще и результатом работы, реальными успехами в бизнесе. Если ме­рить успешность ростом оплаты труда после окончания школы, то можно смело говорить, что выпускники первой десятки-двадцатки мировых бизнес-школ успешно делают ка­рьеру.

 Н.Т.: Мне кажется, что навыки и опыт в ка­рьере первичны, но вопрос в том, что есть должности, где не обойтись без хорошего образования. Диплом вуза - показатель не только знаний, но и культуры, мотивации и стремления к успеху.

 З.Г.: Я тоже считаю, что навыки чрезвычай­но важны. Выпускник МВА без опыта, как пра­вило, сильно переоценивает себя. Некоторые, приходя устраиваться на работу, запрашива­ют стартовую зарплату в несколько раз боль­шую, чем та, которая соответствует их уровню подготовки. И не понимают, что компании при­дется их обучать «с нуля» для того, чтобы сде­лать хорошими специалистами.

 А.Ч.: Я все-таки полагаю, что завышенная самооценка зависит не от образования, а от личности. Запросить нереальную зарплату на предварительном собеседовании может выпускник любого вуза.

Н.П.: Да, но у некоторых с получением сте­пени магистра делового администрирова­ния складывается ощущение, что они могут и знают больше, чем окружающие. Выпуск­ники МВА грешат этим особенно часто. Бе­зусловно, бизнес-образование очень важно. Новые знания и навыки, интересные знаком­ства, престижная степень - все это огромная помощь в бизнесе. Но со временем понима­ешь, что залогом успеха является прежде всего твой бизнес-опыт, интуиция и воля.

 Изменились ли требования к образованию при приеме специалиста на работу?

И.О.: Да, требования к образованию про­должают расти, все более востребованы вы­пускники престижных учебных заведений и лучших бизнес-школ, но по-прежнему на ме­неджерских позициях основным критерием остается необходимый опыт.

Т.К.: От человека все чаще требуется про­фильное образование, диплом сильных вузов. МВА, кстати, может восприниматься как аль­тернатива второго высшего образования. И в России работодатели ценят не столько «ко­рочки» вуза, сколько мотивацию человека, ко­торый тратит свое личное время и приклады­вает усилия для собственного развития.

 З.Г.: Не все российские программы МВА предлагают качественное образование, по­этому нельзя реагировать только на слово «МВА». Прежде чем принимать на работу выпускника бизнес-школы, работодателю необходимо уточнить, в каком учреждении он проходил обучение, по какой программе. Хотя я согласна с тем, что диплом дает до­полнительные возможности развития ка­рьеры.

В последние годы растет количество учеб­ных заведений, предлагающих обучение по программам MBА. По каким критериям мож­но судить об их качестве?

А.Ч.: Существуют специальные рейтинги школ, но судить по ним очень сложно; все они очень разные, подчас весьма противо­речивые. Но сегодня уже есть несколько об­разовательных учреждений, которые ста­бильно выпускают сильных специалистов.

С.Р.: Как и в любом виде деятельности, в бизнес-обучении есть лидеры и аутсайдеры. В рейтингах Financial Times и Wall Street Journal учитываются такие формальные по­казатели, как средняя зарплата выпускника на выходе из школы, количество заявок на выпускника МВА, отношение к студентам. Но в России многие западные критерии про­сто не действуют. Например, информацию о зарплатах выпускников вы нигде не найдете. У нас можно смотреть только на качество программ. Узнать отзывы выпускников о школе. Состав опытных преподавателей -это также признак качества образования.

 А.Ч.: Да, но кто будет оценивать преподава­теля? Для этого как минимум надо побывать на лекции. Один из способов узнать о каче­стве образования - обратиться в ассоциацию выпускников. Они могут дать информацию о школе, о том, кто из выпускников какую долж­ность сейчас занимает. Настолько, насколько эти сведения подлежат огласке.

 Многие скептически относятся к качеству российских программ МВА. В то же время ра­стет количество школ, и преподаватели-прак­тики идут туда работать. Почему люди идут на это, забирая время у собственного бизнеса, и сложно ли найти преподавателей? э

С.Р.: Вопрос можно сформулировать по-другому: почему лично я преподаю? Я вос­принимаю это занятие как миссию, которую я обязан выполнять. Кроме того, я и не преры­вал свою преподавательскую деятельность.

А.Ч.: К сожалению, в некоторых школах еще остались преподаватели, которые чита­ют лекции по бумажке. Но для любой школы штат опытных преподавателей - это важней­ший фактор успеха. Образовательные уч­реждения стараются приглашать препода­вателей-практиков. Найти их не просто. Мы, например, сотрудничаем с консалтинговы­ми агентствами, приглашая нужных специа­листов. Они часто заинтересованы в этой ра­боте, поскольку перед ними целая группа их потенциальных клиентов.

 Т.К.: Многим людям, реализовавшим себя в бизнесе, хочется сделать что-то социально значимое. Преподавание в бизнес-школе -весьма удачное место для этого.

З.Г.: Некоторые таким образом пытаются сделать себе рекламу. К счастью, их мень­шинство.

 Что ждет наше бизнес-образование, как оно будет развиваться?

С.Р.: Оно будет развиваться, пойдет из столицы в регионы. И постепенно будет по­нижаться его качество. Когда станет много школ, какая-то часть непременно будет про­изводить массовый, а значит, дешевый про­дукт. И не только по цене, но и по качеству.

А.Ч.: Зато в «толовых» школах качество обучения будет расти. Я полагаю, что произой­дет разделение школ на несколько категорий, различающихся и по качеству, и по составу слушателей. Снижение уровня произойдет в массе за счет регионов. Им еще предстоит пройти длительный путь для того, чтобы раз­вить экономику и сделать возможным препо­давание по европейским стандартам.

З.Г.: Я бы сформулировала так: качество образования будет расти, а дифференциа­ция школ усиливаться.

                                                                                                 Подготовила Вера СМАГИНА

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru