Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Проблемы трудоустройства иностранных граждан


Сергей Крикунов
Источник: Работа и зарплата

В конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», значительно усложняющий порядок приема на работу иностранцев. В непростой ситуации оказались те работодатели,

В конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», значительно усложняющий порядок приема на работу иностранцев. В непростой ситуации оказались те работодатели, которые давно и вполне законно сотрудничают с зарубежным персоналом.

По разным оценкам число иностранцев, работающих в России, колеблется от 1,5 до 7 млн. человек, тогда как официально зарегистрированы лишь около 300 тыс. трудовых мигрантов.

Власти попытались решить проблему нелегальной миграции путем принятия Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который вступил в силу 1 ноября 2002 г.

Некоторые положения закона многих, мягко говоря, озадачили. На мой взгляд, кто-то наверху слишком увлекся очисткой, в первую очередь столицы, от загостившихся граждан стран ближнего зарубежья, забыв о российских компаниях, принимающих на работу высококвалифицированных специалистов.

Теперь каждому иностранцу при въезде в Россию будут выдавать миграционную карту, в которой он должен указать данные о себе и цель визита. Этот документ, по мнению властей, нужен для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ. Кроме того, в законе предусмотрена квота на заграничную рабочую силу. Так, в нынешнем году легально трудиться в России могут 530 тыс. мигрантов (Постановление Правительства РФ от 30 октября 2002 г. № 782).

Уже сейчас очевидно, что квота на 530 тыс. человек явно занижена и не отвечает реальному положению дел. По данным юридической компании «Ваш поверенный», одна только Москва нуждается в 150–200 тыс. иностранных работников. Юристы утверждают, что есть масса способов обойти такое ограничение, причем совершенно легально.

Если лимит будет исчерпан, иностранца можно пригласить и с другой целью. Например, он приедет по коммерческой визе на семинар, выставку, переговоры и т. д. Ведь по идее во время одного из таких визитов «участнику семинара» могут сделать предложение о работе, которое он примет.

Но квота - это еще полбеды. Главные проблемы у работодателей, нанимающих мигрантов, возникнут в процессе оформления разрешительных документов на привлечение и использование иностранного персонала и на трудовую деятельность для каждого работника. Сертификат выдают на один год, и при необходимости его надо будет каждый раз продлять.

О том, каким образом получить разрешение, правительство разъяснило в Постановлении от 30 декабря 2002 г. № 941. А вот порядок оформления этого документа еще не установлен, поэтому сейчас следует руководствоваться Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146, но правила десятилетней давности, увы, создают благоприятную почву для коррупции.

Первым делом работодателю в департаменте занятости нужно получить подтверждение того, что специалистов, которых хочет пригласить компания, в России не найти, так как в президентском указе сделан акцент на приоритетное право граждан РФ занимать вакантные рабочие места. Исходя из этого, чиновники и решают вопрос целесообразности привлечения иностранцев. Значит, работодателю придется доказывать либо то, что предлагаемые зарплата и условия труда не устраивают россиян, либо то, что необходимые специалисты в стране отсутствуют.

Следующая инстанция, куда должна обратиться компания, — профильный департамент мэрии города, где на заседании рабочая группа вынесет вердикт о целесообразности привлечения на работу иностранцев, даже тех, которые трудятся в России уже не первый год. Далее вопрос рассмотрит межведомственная административная комиссия, она же примет предварительное решение. И только после этого представители предприятия могут направиться в Федеральную миграционную службу МВД РФ (ФМС) — ее специалисты выдадут окончательное заключение.

Таким образом, в каждом ведомстве чиновники будут оценивать уникальность того или иного профессионала, полагаясь исключительно на собственное мнение и скорее всего на платежеспособность соискателя.

Теоретически отказать в выдаче разрешения могут, только если в представленных документах будут обнаружены недостоверные или искаженные сведения, при этом миграционная служба заявителю должна дать отрицательный ответ в письменной форме и назвать причину. На практике поводов для отказа гораздо больше. Работодателю не выдадут разрешение, если он не обеспечил своих иностранных сотрудников временным жильем или, например, установил зарплату ниже прожиточного минимума и т. д.

Кроме того, чиновники имеют право рассматривать заявление в течение месяца, и это только в одной инстанции. Таким образом, в лучшем случае (то есть исключительном) получить разрешение на привлечение иностранных работников компания сможет через четыре месяца, а если миграционная служба решит провести экспертизу, и того позже.

Многие западные инвесторы чувствуют себя в подобной ситуации растерянно. Как правило, иностранный бизнесмен, вкладывающий деньги в российское предприятие, поручает своему представителю контролировать расходование средств. Теперь, для того чтобы последний находился в России легально, полгода он должен потратить на посещение вышеназванных инстанций.

По закону миграционная служба в настоящее время вправе требовать подтверждение квалификации иностранного работника, а также сведения о его предстоящей трудовой деятельности, и если до 1 ноября 2002 г. разрешения были необходимы только тем, кто работал в фирме постоянно, то теперь они понадобятся и внештатным сотрудникам.

По мнению законодателей, именно единая разрешительная система должна стать сдерживающим фактором нашествия в нашу страну нелегалов, а порядок, заставляющий работодателя в течение нескольких месяцев объяснять чиновникам, зачем ему нужен тот или иной специалист, защищает прежде всего интересы россиян.

Вся ответственность (ее меры прописаны в статье 18.10 КоАП РФ) за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы возлагается на работодателя. Того, кто наймет мигранта без разрешительных документов, оштрафуют на 10-20 тыс. рублей, а самого нелегала - на 500–1000 руб. Если же будет принято решение о депортации, иностранному гражданину запретят появляться на территории России в течение пяти лет.

Теперь посмотрим, чего в итоге добились законодатели, введя такие жесткие правила. Естественно, работодателям выгоднее закрыть глаза на требования закона, чем полгода выбивать разрешение, а если инспекторы и поймают нелегала, то доказать, что он работает в какой-то конкретной организации, будет очень сложно.

Правда, пренебрегут законом прежде всего те, кто использует труд граждан бывших союзных республик. Фирмы, в которых задействованы европейцы или американцы, вряд ли пойдут по такому пути.

Высококлассный специалист из Германии или Франции просто не станет работать нелегально, и законопослушные предприятия будут вынуждены проходить процедуру целиком. Вот и получается, что новые меры создают больше всего проблем именно тем, кто сотрудничает с крупными западными компаниями, а работодатели, нанимающие за гроши строителей, водителей, грузчиков из Украины, Белоруссии, Таджикистана и т. д., будут по-прежнему делать это в обход правил.

Полномочия по борьбе с нарушителями нового закона переданы силовикам, а именно Федеральной миграционной службе МВД РФ, которая была создана год назад. Также к ней могут быть привлечены сотрудники Министерства по налогам и сборам РФ (МНС) и ФСБ. Раньше с мигрантами разбирался Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Руководство Федеральной миграционной службы МВД (ФМС) полагает, что после вступления в силу нового Кодекса об административных правонарушениях у нее появились хоть какие-то рычаги воздействия на нелегалов, и тем не менее считает штрафы, установленные кодексом, очень низкими. Учитывая, что работодатели, незаконно нанимая иностранцев, тем самым уходят от налогов, ответственность должна быть более существенной.

Разумеется, ФМС необходимо налаживать сотрудничество с МНС, так как это ведомство уже имеет опыт проведения различных контрольных мероприятий и знает, как с умом подойти к проверке. А сложившаяся ситуация очень выгодна умельцам штрафовать (в наличной и безналичной форме). Тем более что проверять можно кого и когда угодно, ведь нормативной базы по данному вопросу еще нет. Если налогоплательщики в случае чего могут подать в суд, то прибывший в Россию азербайджанец вряд ли будет это делать. Так что положительные результаты работы обеспечены в любом случае.

Все иностранцы и работодатели должны надлежащим образом оформить свои отношения, получить разрешения и легализовать свой статус. В противном случае они являются нарушителями и будут наказаны. Если же мигрант не смог этого сделать, потому что исчерпана квота или работодатель не сумел убедить чиновника в том, что иностранный сотрудник - всемирно признанный грузчик, то работник вместе с нанимателем будут наказаны в двойном размере.

Подведем итоги. Руководство ФМС считает, что благодаря всем нововведениям через полтора года можно будет полностью решить проблему нелегальной миграции. А вот руководители предприятий, у которых истекает срок действия разрешения на привлечение иностранных сотрудников, просто не знают, как поступить - либо уволить людей, либо отправить их в бессрочный отпуск и ждать, когда все документы будут оформлены надлежащим образом, либо продолжить работу, но уже нелегально. Вот и получается, что инвесторы находятся в подвешенном состоянии, а многие уже сейчас пересматривают свою инвестиционную политику по отношению к России.

Никто не спорит с тем, что государство должно иметь право отказывать иностранцам в работе на своей территории, но все-таки процедуру выдачи разрешений необходимо организовать таким образом, чтобы удобно было всем. Например, исследовав востребованность среди россиян тех или иных специальностей и выяснив, что граждане РФ не претендуют на конкретные рабочие места, целесообразно предоставить их мигрантам, а работодателю выдать разрешение без препятствий.

Надо отметить, что МВД получило от Правительства РФ поручение подготовить свои предложения по совершенствованию механизмов реализации закона. Планируется принять еще несколько подзаконных нормативных актов - они прежде всего коснутся работодателей, для которых раньше существовал упрощенный порядок привлечения иностранной рабочей силы.

Сергей КРИКУНОВ, старший юрисконсульт Центра исследований проблем трудового законодательства

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru