Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как заработать на благотворительности


Ольга Проскурнина, Анна Николаева
Источник: Ведомости

Сегодня бюро правления РСПП рассмотрит доклад о стандартах корпоративной социальной отчетности. Авторы доклада из Pricewater-houseCoopers утверждают, что социальная отчетность - дело выгодное. Клиенты PwC на Западе

Сегодня бюро правления РСПП рассмотрит доклад о стандартах корпоративной социальной отчетности. Авторы доклада из Pricewater-houseCoopers утверждают, что социальная отчетность - дело выгодное. Клиенты PwC на Западе используют ее для улучшения имиджа в глазах инвесторов и потребителей. В России же, по мнению экспертов, такие отчеты могут послужить защитой от домогательств государства.

Тема социальной ответственности бизнеса активно обсуждается с тех пор, как президент Путин в своем прошлогоднем послании Федеральному собранию назвал приоритетной задачей победу над бедностью, а вскоре после этого был арестован один из топ-менеджеров "ЮКОСа" - Платон Лебедев. В октябре РСПП решил помогать государству в реализации масштабных социальных программ и создал в союзе пост вице-президента "по социальной ответственности бизнеса". Его занял Евгений Гонтмахер, который проработал шесть лет руководителем социального департамента аппарата правительства.

Доклад о внедрении стандартных форм корпоративной социальной отчетности, который Гонтмахер представит членам бюро правления, подготовлен PricewaterhouseCoopers (он имеется в распоряжении "Ведомостей"). Предмет отчетности - социальная ответственность - определяется в нем как "действия компаний сверх и помимо законодательных требований, предпринимаемые добровольно". Под этим подразумеваются все виды взаимодействия компаний с обществом - отношения с персоналом, потребителями и окружающей средой, благотворительность, спонсорство и т. д.

Авторы доклада утверждают, что регулярная отчетность о расходах на социалку не просто улучшает имидж клиентов PwC на Западе, но и привлекает к их акциям особый класс инвесторов. Например, в Великобритании действует 60 инвестфондов, отбирающих активы с учетом их социальной значимости. Рыночная капитализация этих активов с 1989 по 2001 г. выросла более чем на 2000% (со 199,3 млн английских фунтов до 4 млрд фунтов). При этом стоимость нематериальных активов этих компаний (т. е. активов, находящихся под влиянием репутации) росла в несколько раз быстрее, чем материальных. Акции социально ответственных компаний в Великобритании объединены в индекс FTSE4Good, а в США - DJSI (индекс устойчивости Доу Джонса). В число "социально ответственных" входят такие гиганты, как DuPont, Norsk Hydro, Pechiney, Shell, Alcan, Саterpillar.

Российским компаниям PwC предлагает на выбор пять различных руководств и стандартов социальной отчетности, принятых в Европе и США. Партнер PwC Стенли Рут объясняет это тем, что формат подобной отчетности пока не устоялся в силу относительной новизны. Поэтому вопрос о том, публиковать ли социальную отчетность отдельно или включать ее в годовой отчет, как это уже делают некоторые крупные российские корпорации, для аудиторов пока открыт. "Но лучше что-нибудь, чем ничего. Самое важное - это качество информации [а не форма]", - говорит Рут.

Западные корпорации начали готовить социальную отчетность всего 15 - 20 лет назад, подтверждает гендиректор российского отделения британского фонда CAF Ольга Алексеева (эта организация консультирует "ЮКОС", "Интеррос" и другие российские компании по вопросам социальной ответственности). "Когда Levi s Strauss и BP первыми начали проводить у себя социальный аудит, многие другие компании относились к этому скептически. Но под давлением общественности, и прежде всего потребителей, они пересмотрели свое отношение к вопросу", - говорит она.

У большинства мелких российских компаний потребность в социальной отчетности пока не сформировалась, поскольку, как признает Алексеева, они слабо заинтересованы и в выходе на международный рынок, и в поддержании хороших отношений с российскими потребителями. К тому же многие крупные компании, даже работающие с большим количеством потребителей (например, сотовые операторы и торговые сети) , пока понимают под социальной ответственностью только благотворительность и спонсорство. А Александр Буевич, управляющий директор ОАО "Волга" (одного из крупнейших экспортеров газетной бумаги) , усомнился в необходимости появления еще одной формы отчетности: "Мы и так фиксируем все наши социальные проекты в решениях совета директоров, правления. А для того, чтобы о социальных проектах бизнеса узнало общество, в каждой компании существуют специальные службы".

Впрочем, некоторые компании уже называют социальную отчетность "первоочередной необходимостью". Так, ОАО "Российские коммунальные системы", созданное в апреле 2003 г. , уже осенью приняло решение о проведении социального аудита по европейским стандартам. Пресс-секретарь РКС Рашид Нуреев объясняет это "высокой социальной чувствительностью" коммунального бизнеса и ссылается на аналогичный опыт международных коммунальных компаний.

А Ольга Алексеева из CAF отмечает, что в российских условиях регулярная социальная отчетность может помочь бизнесу "сохранить свободу в расходовании социальных средств и избежать рэкета со стороны госорганов", которые требуют "скидываться на социальные и общественные проекты. По ее мнению, это "хоть и не гарантия, но все-таки основание, на котором можно стоять и вести переговоры с властями".

Ольга Проскурнина, Анна Николаева

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru