Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Executive MBA: каковы шансы на успех?


Илья Виноградов
Источник: The Career Forum

В 1994 году Институт МРБИС стал первой российской бизнес-школой, которая в рамках программы МBА предложила слушателям профессиональную специализацию. Сначала к общим управленческим дисциплинам был добавлен более

В 1994 году Институт МРБИС стал первой российской бизнес-школой, которая в рамках программы МBА предложила слушателям профессиональную специализацию. Сначала к общим управленческим дисциплинам был добавлен более серьезный блок дисциплин по маркетингу новой и перспективной для того времени отрасли. Стало ясно, что специализированные программы позволяют глубоко изучить ту или иную функциональную область управления. Постепенно были введены такие специальности как финансы, управление производством, гостиничным, ресторанным, туристическим и клубным бизнесом, менеджмент в строительстве, управление человеческими ресурсами и так далее. Одним из последних нововведений бизнес-школы стала программа Executive MBA, о перспективах которой рассказывают представители Института М/РБИС: Елена Бешкинекая, проректор программы МВА, и Николай Попков, директор программ МBА.

CF: Чем продиктовано появление программы Executive MBA на российском рынке образования ?

Н.П.: Программа Executive MBA является программой нового уровня, несущей в себе новые проблемы. Зарождение программ МBА в нашей школе в 1994-1995 годах шло параллельно с развитием бизнеса в стране, по мере чего появилась и востребованность в обучении менеджеров. Исследования рынка, обратная связь со слушателями и происходящие в последнее время глобальные изменения в мировой экономике формируют потребность современного рынка труда в управленцах высшей квалификации с практическими знаниями в какой-либо конкретной области. Это послужило основанием для разработки в рамках программы МBА специализированного блока с углубленным изучением отдельных дисциплин.

Однако 1,5-2 года назад возникла новая потребность, когда на рынке образования появились новые потребители, достигшие определенного уровня в своей управленческой деятельности (руководители малого и среднего бизнеса, владельцы и совладельцы компаний). Как оказалось, базового образования, а также менеджерской практики им стало недостаточно для дальнейшего развития бизнеса. При создании программы ЕМBА в нашем поле зрения оказалась, в первую очередь, именно эта аудитория.

CF: Какой, на ваш взгляд, будет дальнейшая динамика интереса к программе ЕМBА со стороны российского менеджмента, и с чем она будет связана?

Н.П.: Исходя из опыта проведения программы МBА в нашем Институте, можно предположить, что развитие программы ЕМBА будет осуществляться в двух направлениях: повышение управленческого уровня клиентов (слушателей), то есть переход от уровня малого и среднего бизнеса к крупному, а также изменение формата содержания программы, в который будут вкладываться несколько иные принципы. Программы ЕМBА основаны на том факте, что клиенту нужно помочь в правильной оценке его бизнеса, дать перспективное направление развития его структуры и вывести компанию клиента на уровень лидерства в сфере ее деятельности.

CF: Относительная дешевизна российских программ МBА всегда являлась их отличительной особенностью. Как соотносится с ней, на ваш взгляд, цена и качество программ?

Е.Б.: Дешевизну российских программ МBА действительно уместно называть лишь относительной, ведь при сравнении стоимости программ нужно рассматривать их соотношение с уровнем средней заработной платы в стране (платежеспособностью потенциальных слушателей). Если учесть тот факт, что средний уровень зарплаты в CUA составляет $1000, а в России лишь $100, то стоимость российских программ МBА оказывается отнюдь не самой дешевой.

Н.П.: Кроме того, в цену продукции или услуги всегда закладывается принцип затратности, исходя из которого российские программы примерно в 4 раза дешевле зарубежных. Однако это ни в коем случае не говорит о том, что преподаватели, участвующие в российских программах, сильно отличаются от своих западных коллег по уровню преподавания. Более того, звезды отечественного бизнес-образования вполне могут преподавать за рубежом, чем они нередко и занимаются. При этом процесс обмена преподавателями осуществляется взаимный.

CF: Кто приглашен в качестве преподавателей на программу ЕМBА? Что, на ваш взгляд, могло бы поднять авторитет преподавателя в глазах слушателей, которые являются первыми лицами крупных компаний?

Е.Б.: В качестве преподавателей на данную программу были приглашены люди, известные в широких академических кругах и принимавшие участие в подготовке самой программы. Это преподаватели лучших российских вузов, эксперты-практики из крупнейших российских и иностранных компаний, преподаватели из London Metropolitan University, ряда зарубежных университетов, имеющие большой опыт практической, консалтинговой и исследовательской работы. Кроме того, в учебном процессе принимают участие специалисты ведущих российских и западных компаний, например, Microsoft, ИКЕА, «Вимм-Билль-Данн», Boston Consulting Group, Nestle, SAP, Neidermans, Johnson&Johnson, UNIT и других.

Преподавание на программе МBА направлено не только на то, чтобы передать слушателям знания, которыми обладают преподаватели, но и помочь им обменяться своими знаниями друг с другом. Для этого нужны искусные ненавязчивые механизмы по выстраиванию обмена практической информацией между слушателями, которые и должны создаваться преподавателями.

Преподаватель программы МBА должен не рассказывать о том, как себя ведет некое должностное лицо компании, а своей манерой поведения и личным примером демонстрировать, как это должно быть. На практических занятиях преподаватель должен сам быть менеджером. Качественная игра соответствующей роли лучше всего мотивирует взрослых слушателей на аналогичные действия.

CF: А как решается в вашем случае проблема отсутствия кейсов?

Е.Б.: Проблема эта связана со многими моментами, в том числе с закрытостью компаний. Далеко не каждая организация готова пустить к себе преподавателя, знающего технологию написания кейсов, и раскрыть перед ним всю финансовую отчетность. Одним из выходов сегодня является написание кейсов преподавателями, ведущими параллельную консалтинговую деятельность, которая, в свою очередь, дает необходимый материал.

Задуманные нами встречи с руководителями компаний, которые заслушивали бы предлагаемые нашими студентами варианты решения их проблем, а затем рассказывали о том, как та или иная проблема была решена на практике, еще не были осуществлены. Кроме того, в основу предлагаемых нами кейсов заложены дипломные проекты наших выпускников, которые, как правило, пишут дипломную работу на основе бизнеса своей компании. Хотя в целом проблема с кейсами продолжает оставаться серьезной.

Н.П.: Здесь важно также иметь в виду, что жалобы на неудовлетворительное качество кейсов связаны, как правило, с отсутствием в них упоминаний о насущных проблемах компании, в которой работает конкретный слушатель. Однако заметим, что даже самые старые кейсы призваны, прежде всего, вырабатывать определенные управленческие навыки, которые пригодятся менеджеру вне зависимости от профиля его компании. Даже западные школы используют кейсы 30-40-летней давности, которые отлично подходят для решения определенных проблем и выработки управленческих навыков.

CF: Насколько преподавание на английском языке могло бы приблизить российские программы МBА к западным?

Е.Б.: В этой связи, как мне кажется, необходимо отталкиваться от реалий, согласно которым слушателями наших программ являются представители российского бизнеса. Основным отличием нашей школы является то, что среди обязательных требований при поступлении знание английского является обязательным условием. Наши слушатели изучают на английском языке предметные области, необходимые для их деятельности, но этот язык не является для них рабочим, и мы не можем научить их презентовать свои проекты или, например, работать с конфликтами на английском.

Иными словами, на российском рынке бизнес-образования пока нет потребности в преподавании на английском языке, а поэтому нет и предложения. Хотя в целом у нас существуют программы двойного диплома, где слушатели - как правило, менеджеры иностранных компаний - пишут дипломные проекты на английском языке.

Н.П.: В сегодняшней ситуации развития российского бизнеса рассматривать этот вопрос, как мне кажется, пока преждевременно. Приведу пример: наша программа МBА аккредитована Университетом London Metropolitan (Великобритания); этот университет выдает нашим слушателям сертификат Mагистра после прохождения обучения, представления выпускной аттестационной работы и ее оценки экспертами университета. В договоре с этим университетом оговорено, что языком этой программы является язык государственный, то есть русский.

Наши английские коллеги не считают необходимым при выдаче своего сертификата ведение преподавания дисциплин на английском языке, ведь основное здесь - качество преподавания как таковое. Перспективы перехода на преподавание на английском языке связаны, на мой взгляд, с выходом российского бизнеса на международный рынок в связи с глобализацией развития бизнеса.

Илья Виноградов

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru