Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Бизнес-команда: командные учения


Елена Кудымова
Источник: Свой бизнес

Чем сплоченнее коллектив, чем ближе цели руководителей и рядовых сотрудников – тем больше у компании шансов добиться успеха. Вырабатывать командный дух можно по-разному. Например, на специальных тренингах. Общение –

Чем сплоченнее коллектив, чем ближе цели руководителей и рядовых сотрудников – тем больше у компании шансов добиться успеха. Вырабатывать командный дух можно по-разному. Например, на специальных тренингах.

Общение – залог успеха

Стандартной программы командного тренинга не существует. Получив приглашение поработать в той или иной фирме, специалисты-психологи для начала проводят диагностику взаимоотношений в ее коллективе. И затем, с учетом выявленных болевых точек, подбирают индивидуальный набор «инструментов» и «лекарств» для их врачевания.

Одна из наиболее распространенных проблем, которую стремятся решить с помощью психологов руководители компаний, – трения, возникающие в отношениях между сотрудниками. При всем разнообразии поводов, по которым разгораются очаги напряженности, первопричина их возникновения одна – неумение общаться. Этот «пробел в образовании» и стремятся заполнить тренеры.

– Мы стремимся научить людей, работающих в одной компании, конструктивному общению, – рассказывает Константин Крайнов, генеральный директор московской компании «Инкорпиар». – На наших тренингах можно овладеть практическими навыками убеждения и методами влияния на других людей, ознакомиться с принципами манипулятивных техник и освоить навыки противостояния им, научиться не только избегать, но и продуктивно использовать конфликты, неизбежно сопутствующие работе.

Обычно команде, участвующей в таком тренинге, предлагается решить какую-нибудь внешне простую задачу. Сначала каждый обдумывает ее в одиночку. Затем коллеги объединяются в пары и стремятся прийти к единому мнению. Потом группы укрупняются, и вот тут начинаются бурные дебаты, ведь у каждого – своя точка зрения. В результате попытки навязать другим свой путь решения задачи приводят к точно таким же конфликтам, как и в процессе совместной работы. И напротив, группы, участники которых внимательно выслушивают друг друга, быстрее находят решение, которое всех устраивает.

Итогом всего этого действа становится «разбор полетов», в ходе которого тренер дает понять подопечным скрытые мотивы своих поступков. Нередко предшествующая дискуссия снимается на видеокамеру. Совместный просмотр такого «кино» помогает участникам тренинга взглянуть на себя со стороны, после чего многие пересматривают свою манеру общения. Некоторые, например, понимают, что диктаторский стиль – не самый лучший вариант работы с людьми.

Марина Кулеш, директор компании «Светоч», привела на такой тренинг своих коллег и осталась очень довольна:

– Мне понравилось, что тренер не давал нам готовых решений, не говорил, как надо себя вести, а как нет. Но, тем не менее, каждый из нас понял свои ошибки, увидел, как часто мы бываем несправедливы по отношению к своим коллегам. Многие по-иному взглянули на себя и вернулись в компанию другими людьми.

Уже не первый год проводит командные тренинги компания «Бизнес Обучение». Тренинг «Организационное поведение» учит избегать конфликтных ситуаций, возникающих из-за неграмотной организации труда.

– Нередко слаженная командная работа не получается именно из-за того, что сотрудники плохо представляют, кто за что в компании отвечает, не знают, кому, в какой форме и когда задать интересующие их вопросы. В итоге рядовые менеджеры донимают руководителя фирмы мелкими проблемами, навлекая на себя его гнев или раздражение, – рассказывает Наталья Уразова, генеральный директор компании «Бизнес Обучение». – Поэтому, если наших тренеров приглашают на пред-приятие, мы сначала изучаем его структуру, а потом определяем четкую схему взаимодействия между всеми подразделениями по вертикали и горизонтали. Мы оцениваем и четко структурируем информацию, которой обмениваются сотрудники компании: прописываем, что можно обсуждать на ходу, что – по телефону, что – в письменной форме. Учим не только грамотно задавать вопросы, но и отвечать на них. Типовая ситуация: звонит начальник и спрашивает «Как дела?». Ему говорят «Нормально», а в ответ слышат гневную тираду: мол, что значит – нормально? Хотя на самом деле, каков вопрос – таков ответ. Я, например, у себя в компании приучила своих сотрудников, что когда я спрашиваю «Как дела?», то это означает, что я хочу услышать конкретный отчет за данный период времени. По-этому либо надо формулировать точно свой вопрос, либо сообщить всем, что он означает.

Еще одно препятствие при формировании команды – конфликты между разными отделами и службами. Ведь дружной семьи не будет, пока все ее члены не договорятся между собой. Есть специальные тренинги, в центре которых разбирается именно эта проблема.

– Однажды мы проводили тренинг «Общение между подразделениями» в компании, где разгорелся конфликт между отделами продаж и закупок, – продолжает Наталья Уразова. – Продавцы решили резко улучшить свои показатели, но не предупредили об этих планах коллег из отдела закупок. В результате через десять дней склад был уже пуст, потому что никто не догадался увеличить типовой заказ. Вся работа с клиентами была сорвана. Над исправлением этой ситуации мы работали восемь дней. Прежде всего выяснили причины, которые привели к конфликту. И оказалось, что обмен информацией между отделами фирмы был очень плохо налажен: не согласовывались планы продаж и закупок, не обозначались условия сотрудничества с клиентами и пр. В итоге мы разработали специально для этой компании схему взаимодействия между отделами и схему управления конфликтами.

Скованные одной целью

Не менее важная задача для команды – ставить совместные цели и слаженно двигаться к их достижению. Нет ничего хуже, когда ведущие менеджеры и отделы тянут в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Командные тренинги позволяют избавиться и от этой бесполезной привычки.

По мнению Михаила Степанова, директора московского филиала «Всемирных центров взаимоотношений», для того, чтобы компания была успешной, ее цели должны быть близки личным целям сотрудников. Тренинг «Отношения, ведущие к успеху» помогает понять, насколько эти цели совпадают.

– У каждого участника мы спрашиваем, чего бы он хотел добиться в жизни, сколько хочет зарабатывать. А потом выясняем, как этих целей можно достичь в данной компании, – поясняет Михаил Степанов. – Личной целью может быть все, что угодно – купить через год квартиру, машину, но для того, чтобы это свершилось, нужно ответить на вопрос: «Что вы готовы сделать, чтобы ваша компания стала более успешной?». Поразмыслив, сотрудники составляют план действий (для начала – на месяц), реализуя который они будут способствовать росту своей компании и расти вместе с ней. А через месяц мы проводим вторую часть тренинга и оцениваем, каковы результаты выполнения этого плана.

Но для того чтобы подобные встречи не превратились в пустые разговоры, руководство компании должно быть готово прислушиваться к пожеланиям своих коллег. Очень часто в ходе тренингов между руководством и сотрудниками заключаются устные договоры. И важно, чтобы они честно соблюдались.

Свой подход к постановке командных целей у компании «Глобал консалтинг сервис». Ее тренинг «Эффективная команда» помогает фирмам сформулировать философию, миссию и девиз своего бизнеса, иными словами, помогает понять, чем именно эта команда отличается от других. Именно эти проблемы волновали президента компании «Московские огни» Андрея Сабурова, когда он предложил своим сотрудникам поучаствовать в этом тренинге.

– Из-за банальной текучки у нас просто не было возможности остановиться и подумать, ради чего мы работаем, во имя чего. А ведь это очень важно, – говорит Андрей Сабуров. – В итоге мы определили на тренинге общую цель компании. Но что самое интересное: многие мои сотрудники открылись для меня с совершенно иной стороны, показав свои лидерские задатки. Я понял, что многих попросту недооценивал. Меня это приятно поразило.

Кстати, компания «Глобал консалтинг сервис» отличается от других тем, что имеет две лицензии, одна из которых – медицинская, позволяющая совмещать тренинговые занятия с психотерапией. По мнению участников командных тренингов, поддержка психологов на тренингах бывает очень кстати.

– Команда должна уметь чувствовать друг друга. Поэтому мы даем упражнения, помогающие ощутить настроение окружающих и поддерживать в коллективе атмосферу сотрудничества, – объясняет генеральный директор компании «Глобал консалтинг сервис» Наталья Киршева. – Мы вооружаем участников тренинга различными современными психотехнологиями, например, отрабатываем гибкие и адекватные способы психологической защиты.

Через огонь, воду и медные трубы

Но некоторые тренинговые компании пошли еще дальше и предлагают клиентам тренировать командный дух на природе и для этого пройти через весьма суровые испытания. Это направление получило название «тим-билдинг» (от англ. teambuilding – построение команды). Идея таких тренингов заключается в том, чтобы коллеги увидели, на что способен каждый из них в экстремальных условиях. Ведь нестандартные ситуации, как правило, мгновенно раскрывают характер человека.

Например, компания «Глобал консалтинг сервис» предлагает походить по горячим углям и битому стеклу (безусловно, после определенной подготовки). Смысл испытания простой – открыть в себе скрытые возможности. «А если по углям пробежит вся команда, то ощущения будут еще сильнее – настоящая эйфория от выполнения задачи, казавшейся невыполнимой», – обещает Наталья Киршева.

В этом же направлении работает компания «Наша команда». Скажем, она может вывезти коллектив за город и дать задание – найти клад. А если представители фирмы-заказчика пожелают более острых ощущений, то забрасывает их в горы, устраивает сплав по бурной речке, гонки на внедорожных автомобилях или парусную регату. Причем все эти приключения можно организовать даже в другой стране.

– Мы специально создаем такие ситуации, в которых участники тренингов начинают чувствовать зависимость друг от друга. Это позволяет на подсознательном уровне ощутить преимущества работы в команде, понять, что общей цели можно добиться только согласованными действиями, – комментирует Константин Братчиков, программный директор компании «Наша команда». Еще необычней задачи, которые предлагает решить своим клиентам компания PATHWAYS. Они конструируют летательные и плавательные аппараты из бумаги, участвуют в забегах на собачьих упряжках или в походах на яхте по фьордам.

– После таких приключений начинаешь относиться к коллегам как к «братьям по оружию», – говорит Олег Толочко, генеральный директор компании TAG PARTS, участник одного из таких экстремальных тренингов. – Одно дело, когда мы видимся каждый день в официальной обстановке на работе, и совсем другое дело, когда мы вместе лазим по горам и жарим вечером шашлык. После тренинга мы заметили, что стали быстрее договариваться, принимать решения и действовать.

Елена Кудымова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru