Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Человеческий фактор: как понять себя?


Марина Мелия
Источник: Ведомости

В этой статье, посвященной эмоциональному интеллекту, мы остановимся на двух его составляющих: понимании себя и взаимодействии с самим собой. Понимание себя, способность слышать и понимать собственные чувства, мысли,

В этой статье, посвященной эмоциональному интеллекту, мы остановимся на двух его составляющих: понимании себя и взаимодействии с самим собой.

Понимание себя, способность слышать и понимать собственные чувства, мысли, мотивы, на мой взгляд, базовая составляющая эмоционального интеллекта. Это самое сложное, но и самое главное - познать свое истинное "я". Ответить себе на вопросы: каков я? что свойственно именно мне? что меня отличает от других? на что в себе я могу опереться? А для этого важно прислушаться к себе, к своим чувствам, эмоциям, понять, чего я хочу на самом деле, честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Это нелегкая задача. И, как показывает опыт, не каждому по плечу.

В нашей культуре принята постоянная работа над ошибками, над их исправлением, т. е. в фокусе внимания негатив. Я же убеждена, что главная наша опора, точка роста - только позитив, и стратегически необходимо понять, в чем сила и, соответственно, какие качества следует развивать, а какие просто принять как ограничения, спокойно себе в этом признаться и не тратить всю свою жизнь на то, чтобы бороться с ними, искореняя как свои недостатки.

Ведь то, чего у нас нет, не проявится ни при каких обстоятельствах. (Помните: "Из сосуда может вытечь только то, что в нем находится"? ) Сколько желудь ни поливай, ромашка из него не вырастет. А ромашка никогда не станет розой. Зато, если за ромашкой ухаживать, подкармливать, "мотивировать", такая красавица получится - всем ромашкам ромашка! А ведь можно жизнь потратить, пытаясь сделать из нее розу.

Сейчас в моде пришедшая с Запада работа над "развитием компетенций", подтягиванием каждой из них до определенного уровня. По сути, это мало чем отличается от стремления "к всесторонне развитой гармоничной личности как цели коммунистического воспитания" в далекий уже период "развитого социализма".

Но, повторю еще раз, гораздо важнее нащупать, понять свою уникальность, нежели стремиться стать "круглым отличником", получить "пятерки" по всем предметам, но ни в одном из них не сделать открытия.

Полезно задать себе вопрос: а что я могу сделать лучше всех? Чего я хочу действительно? Что мне нравится делать? И если бы не давила ситуация, семья, обязательства, чем бы я с удовольствием занялся? Ведь наверняка есть дело, где мне нет равных. Просто надо его найти. А для этого важно разобраться с собственными ресурсами, понять, в чем моя сила, определить те качества, которые помогут мне достичь успеха.

В этом случае вспоминается древняя восточная мудрость. "Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого".

Эффективное взаимодействие с самим собой основывается не только на хорошем понимании себя, но и на доверии и уважении к себе, своей индивидуальности, своей эмоциональной сфере. В этом случае важен не просто общепринятый контроль над всплесками эмоций, и уж тем более не их подавление, а умение открыто выражать свои истинные чувства - как положительные, так и отрицательные. Наши эмоции, несмотря на устойчивые мифы о вреде переживаний, нельзя разделить на вредные и полезные. Человеку по его природе свойственны как радость, так и печаль, как ненависть, так и любовь.

.. И без всей сложности этих чувств и их неоднозначности человека невозможно себе представить. Знание себя, принятие своих возможностей, понимание своих сильных сторон делает нашу эмоциональность более зрелой. Она связана со способностью давать место всем своим как, условно говоря, положительным, так и отрицательным эмоциям. При этом отрицательные эмоции, такие как гнев, раздражение, недовольство, не подавляются, а канализируются, т. е. направляются в конструктивное русло. "Вашу бы энергию да в мирных целях" - как раз об этом.

Но мы часто слышим: "контролируй свои эмоции", "не давай себе воли". А ведь отказ от естественных эмоциональных реакций является одной из форм психологической защиты. Цена за видимость спокойствия и комфорта - возможные соматические заболевания, ощущение истощенности, отсутствие сил и т. д.

И если мы дадим себе волю и сможем открыто и конструктивно выражать свои чувства, тогда наша эмоциональная сфера будет помогать нам, многократно увеличивая нашу силу, а не наоборот, "отсасывать" нашу энергию, как это бывает при повышенном "локусе контроля".

Людей, которые обладают высоким эмоциональным интеллектом, отличает высокая стрессоустойчивость, большой "подкожный слой оптимизма". Они умеют ободрить самих себя в трудные моменты жизни, могут найти выход из самых неблагоприятных обстоятельств, преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. Неудачи, даже крупные, не приводят к тому, что опускаются руки, а, наоборот, происходит мобилизации всех жизненных ресурсов, появляется азарт - победить. Такие люди распространяют вокруг себя "вирус хорошего самочувствия", их положительная энергия заражает других.

Поэтому важно не защищаться от реальности, а открыто и прямо смотреть суровым фактам в лицо, постоянно заботясь о получении достоверной информации, какой бы неприятной и жесткой она ни была, и не воздвигать вокруг себя ограду психологических защит. Тогда такой подход эффективно сочетается с верой в успех и оптимизмом даже в стрессовых ситуациях.

Пример. У крупного предпринимателя произошла авария на только что построенном заводе: обрушились конструкции здания и были выведены из строя важные звенья технологической цепи. Специалисты-эксперты считали, что на восстановление понадобится несколько месяцев и производство, естественно, должно быть остановлено, что грозило не только убытками, но и развалом только что созданной команды. Наш герой два дня тщательно изучал ситуацию, вникал во все детали. При этом не только не падал духом, но как бы азартно соревновался с действительностью. Это не только поражало, но и заражало всех верой в успех. В итоге он нашел остроумную техническую возможность (не являясь специалистом в этой сфере) , не прекращая производство, восстановить здание и линию. Прошло полгода, об этом все вспоминают уже как о достижении, общей победе.

Кстати, он и был тем проблемным студентом, о котором я говорила в прошлой статье и за которого его сокурсник писал курсовые по скучным для нашего героя предметам. В следующей статье мы поговорим о том, как понять другого.

Марина Мелия

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru