Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Эффективное прогнозирование: взгляд в будущее, взгляд в себя


Наталья Соколова
Источник: The Career Forum

Такова сущность любого бизнесмена, что ему всегда хочется заглянуть подальше вперед и узнать, «на чем успокоится его сердце». Причем не только посмотреть все возможные расклады, но и посчитать их в цифрах. И в этом нет

Такова сущность любого бизнесмена, что ему всегда хочется заглянуть подальше вперед и узнать, «на чем успокоится его сердце». Причем не только посмотреть все возможные расклады, но и посчитать их в цифрах. И в этом нет ничего удивительного - ведь наше знание о будущем влияет на решения, которые мы принимаем сегодня. А чем точнее прогноз, тем вернее принятие решения. Обеспечить же правильность таких подсчетов помогают методы статистического прогнозирования. О том, какие возможности и перспективы открывает прогнозирование бизнеса в российских условиях, рассказывает Лев Слуцкий, генеральный директор Центра прогнозирования бизнеса.

CF: Какова судьба науки прогнозирования в России? Изучается ли она в отечественных университетах и бизнес-школах?

Л.С.: В нашей стране эта научная дисциплина находится только на стадии внедрения. И если на Западе курс прогнозирования или эконометрики (науки о математических закономерностях бизнеса, существенную часть которой составляет прогнозирование) преподается уже довольно давно, еще с 60-х годов прошлого столетия, то в России по идеологическим и экономическим причинам приход идеи прогнозирования рыночных отношений задержался на многие десятилетия. Это отрицательно сказалось не только на развитии науки, но и на качестве преподавания данного предмета.

Впервые курс эконометрики появился в российских универститетах только в 1990-х годах. Но, к сожалению, он был чисто теоретическим. И до сих пор в отечественных бизнес-школах изучению прогнозирования не уделяется должного внимания. В лучшем случае для этой темы выделяется одно занятие в курсе количественных методов, в то время как это должен быть как минимум полугодовой курс. К тому же студенты получают голую теорию, а как ее применять на практике - их никто не учит.

CF: Какую задачу в этой связи ставит перед собой ваш Центр?

Л.С.: Миссия моего Центра заключается в том, чтобы построить «мостик» через существующий разрыв в преподавании методов прогнозирования в России и за рубежом. В западных бизнес-школах статус этой дисциплины заметно возрос - если 10-15 лет назад она входила в базисный бизнес-курс, то сегодня прогнозирование считается одним из основных предметов наряду с финансами, менеджментом и маркетингом. Почему это произошло?

Во-первых, на это повлиял технический прогресс, вместе с которым появилось много новых возможностей решения сложных задач и создания специальных программ.

Во-вторых, была осознана необходимость приблизить изучаемую теорию к практике. Зарубежные исследователи обратили внимание на то, что крупные компании, в которых департаменты по развитию или специалисты по моделированию действовали автономно от топ-менеджмента, оказались не очень успешными - принимаемые в них решения сильно расходились с разрабатываемыми моделями.

Модели эффективны только тогда, когда их разработчики хорошо понимают, для чего именно нужны эти модели. Как раз этой проблеме будет посвящен семинар «Эффективное прогнозирование в условиях рыночной экономики», который я планирую провести в марте этого года.

CF: Расскажите подробнее о предстоящем семинаре. Какие обучающие программы предлагает ваш недавно открывшийся Центр прогнозирования бизнеса?

Л.С.: Это будет вводное четырехчасовое занятие, на котором будут представлены современные методы прогнозирования и способы их применения в менеджменте. Что такое прогнозирование, для чего оно нужно? Как выбрать из огромного количества моделей ту, единственную, максимально соответствующую вашей бизнес-ситуации и отрасли? Как эффективно комбинировать различные методы прогнозирования? Как осуществлять контроль после того, как вы выберете свою модель? Как самому стать активным участником процесса прогнозирования? Вот спектр вопросов, ответы на которые получат участники семинара.

Затем, в мае начнется обучение по курсу «Введение в прогнозирование», состоящему из трех занятий по четыре академических часа. И с октября мы вводим более подробный двухмесячный курс (из десяти занятий), программа которого будет соответствовать уровню лучших мировых школ бизнеса.

CF: Какие информационные источники используют специалисты для составления своих прогнозов?

Л.С.: Информация в основном берется из внутренних исследований самих компаний. Ведь чтобы принять решение, жизненно важное для организации, вы должны изучить, прежде всего, ее бизнес-ситуацию. Хотя иногда российские специалисты задействуют и сторонние данные, например, Госкомстата России, который публикует большой объем статистической и макроэкономической информации.

CF: Какими базовыми знаниями надо обладать, чтобы приступить к изучению прогнозирования?

Л.С.: Курсы по прогнозированию рассчитаны на широкую аудиторию, от асов до новичков, которые хотят получить общее представление о методах современного прогнозирования. Все зависит от ваших целей.

Прогнозирование сравнимо с работой на компьютере: можно быть простым пользователем, а можно - высококлассным программным разработчиком. Соответственно, цели определяют и уровень требуемых знаний. И если освоить простые модели прогнозирования может даже студент первых курсов, то для того чтобы вникнуть во все тонкости, изучить сложные модели и создавать свои, нужны более глубокие знания. Таким образом, человек с любым уровнем подготовки сможет найти для себя что-то интересное. И чем лучше база, тем шире диапазон возможностей применения знаний на практике.

CF: Какие модели используют российские прогнозисты - западные или российские?

Л.С.: Наука прогнозирования появилась на базе статистики. И основоположниками большинства западных теорий являются российские математики начала прошлого века. Например, Николай Кондратьев, живший в начале 20-х годов, который одним из первых предсказал Великую депрессию в CШA. Практически все основные модели, такие как, например, линейная регрессия, имеют российские корни. А модели более современные, например, связанные с рынком ценных бумаг, чаще всего берутся с Запада.

CF: Есть ли в России литература, по которой можно было бы самостоятельно изучить прогнозирование?

Л.С.: Российские учебники по эконометрике слишком математизированы. Если же вы хотите заниматься прогнозированием на практике, их чтения явно недостаточно. В то время как зарубежные учебники по экономике финансам, менеджменту и маркетингу появились еще в 1990-х годах, то лишь совсем недавно вышли из печати два зарубежны; учебника - один по эконометрике (2001 г.) а другой - по прогнозированию (2003 г.) Но и они не соответствуют потребностям и менталитету российского специалиста - они рассчитаны в основном на западный средний уровень и построены на огромном количестве кейсов, с редкими теоретическими «вкраплениями».

Российским же студентам, отличающимся хорошей математической подготовкой, такое изобилие кейсов ни к чему - им нужна система и последовательность в обучении, и кейсы должны логично переходить к общей теории. Есть, конечно, великолепные учебники по прогнозированию, разработанные специалистами лучших западных бизнес-школ, но они ещ| не переведены на русский язык, а те, что были переведены двадцать или тридцать лет назад безнадежно устарели.

CF: На каких этапах развития организации целесообразно делать экономические прогнозы? От чего зависит их эффективность?

Л.С.: Представление о том, что будет с компанией через месяц или год, нужно для принятия любых решений, связанных с бизнесом, будь то увеличение объема продаж, расширение производства или разработка новой рекламной кампании. Такие решения принимаются постоянно, с самого начала существования организации и до самого конца.

При этом очень важно, чтобы методы прогнозировании обязательно были «живыми», а живут они только тогда, когда принимаются решения и чтобы модели не лежали «мертвым грузом» люди, которые их разрабатывают, должны быть в контакте с бизнесом. Человек, ответственный за принятие решения, должен, в свою очередь, четко понимать, чего он хочет достичь и каково его место в бизнесе.

Наталья Соколова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru