Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Бизнес по наследству: как снизить риски


Наталья Ульянова
Источник: Ведомости

Опрос десяти нотариальных контор Москвы не помог "Ведомостям" найти хотя бы один случай оформления завещания на акции или доли компании. Бизнесмены пока не задумываются о том, что будет с бизнесом после их смерти и что

Опрос десяти нотариальных контор Москвы не помог "Ведомостям" найти хотя бы один случай оформления завещания на акции или доли компании. Бизнесмены пока не задумываются о том, что будет с бизнесом после их смерти и что достанется наследникам.

Смерть владельца всегда несет в себе серьезные риски для бизнеса. В Европе, например, к проблеме наследования относятся как к общегосударственной, говорит Анна Осипова, старший консультант Северо-Западного центра корпоративного управления, которая изучала европейский опыт в этой области. Сохранение бизнеса влияет на экономические показатели страны, поэтому Европейский союз создает специальные комиссии, изучающие вопросы наследования.

А европейские консалтинговые фирмы даже предлагают специальную услугу - Succession Plan - разрабатывают план передачи бизнеса по наследству. Он затрагивает как сам бизнес, так и обязательства по отношению к третьим лицам.

Как рассказала Анна Осипова, Succession Plan немного напоминает бизнес-план, учитывает долгосрочные и краткосрочные перспективы развития компании, затрагивает финансовый раздел, бюджетный, видение владельца с учетом мнения экспертов, описание структуры бизнеса, формальной стороны передачи наследства, а также перечисляет имущественные обязательства наследника по отношению к другим членам семьи.

"В нашей стране эта проблема практически не изучается, - говорит Анна Осипова, - хотя речь идет об очень тонкой и нестандартной процедуре".

Дмитрий Никитин возглавил компанию "Евросиб" (железнодорожные перевозки и экспедиторские услуги) в 2000 г. , после гибели отца. Новый 29-летний владелец к тому моменту руководил самым крупным подразделением компании и был хорошо знаком со спецификой работ, тем не менее он столкнулся с большими сложностями. Менеджеры начали саботировать работу. Большинство из них были старше Никитина, давно работали в компании и не поддержали нового босса. После длительных переговоров он уволил четверть топ-менеджеров. Для того чтобы привести компанию в равновесие и сформировать новую команду, Дмитрию Никитину потребовалось два года.

Анатолий Юшин, управляющий партнер юридической фирмы А.S.T. LEGAL, много раз сталкивался со случаями передачи компании новоявленному владельцу. "Сохранить бизнес удалось только в одном из 20 случаев, - рассказывает он. - И это произошло благодаря тому, что новый владелец передал больше полномочий менеджменту". Правда, наемный менеджмент может спасти, а может и привести к растаскиванию активов, как это чуть не произошло в компании "Евросиб".

В России пока личность владельца - это существенная составляющая стоимости бизнеса, без которой остальные активы резко теряют в цене. К тому же уровень наемного менеджмента в стране остается низким.

В малом бизнесе привлечение наемного гендиректора иногда просто невозможно из-за высокой стоимости профессиональных управленцев. Если суть бизнеса - услуги интеллектуального свойства, если он зависит от творческой энергии владельца или доверительных отношений с клиентами, круг адекватных преемников сужается еще больше.

В подобной ситуации оказалась Екатерина Блинова, вдова генерального директора петербургской компании Terminus (пошив молодежной одежды и униформы). Несколько лет назад компания потеряла своего основателя. До этого Екатерина Блинова не имела никакого отношения к бизнесу мужа. На первых порах ее поддержали заказами партнеры - друзья умершего мужа. Главная проблема заключалась в том, что он сам разрабатывал модели и стиль марки. По словам Екатерины, брать на работу дизайнера было финансово неоправданно, и потому она сразу же пошла на курсы модельеров.

Испугавшись возможной нестабильности, около половины всех швей уволились. Изменил условия и арендодатель. Тем не менее за счет стабильных заказов и расширения рынков сбыта (часть партнеров Екатерина нашла через Интернет) бизнес удалось сохранить.

Другим путем пошла Галина Паникина, вдова основателя концерна "Панинтер". Текстильный бизнес компании представлял собой производство текстиля, швейное производство и сеть фирменных магазинов. Уникальной особенностью "Панинтера" был полный цикл производства. Кроме того, в его штате работал один из лучших российских дизайнеров одежды Владимир Зубец. Он разработал марку молодежной одежды, которая до последнего момента была лицом компании "Панинтер".

Александр Паникин умер в 2002 г. , управление компанией перешло к Галине Паникиной, которая решила изменить концепцию бизнеса. По информации партнеров и сотрудников компании, в прошлом году было продано текстильное оборудование, сейчас сокращается швейное производство. Владимир Зубец месяц назад покинул "Панинтер" и сейчас работает для конкурентов компании.

"Если Александр Паникин делал упор на молодежную моду и уже в 2001 г. соотношение классики и молодежной моды было 30% на 70% - сейчас цифры меняются в сторону классики", - говорит Зубец. По словам партнеров и сотрудников "Панинтера", производство было рентабельным, но для реализации концепции основателя требовалось прилагать серьезные усилия. "Сейчас компания, к сожалению, все больше заказов размещает на турецких фабриках, а также закупает там готовую одежду, - говорит Зубец. - Александр Степанович был патриотом в каком-то смысле, я думаю, он оставил бы производство в любом случае".

Впрочем, новая концепция "Панинтера" может оказаться вполне успешной с точки зрения коммерции. Филипп Капчиц, генеральный директор российского представительства корпорации Sela, считает, что размещать заказы на стороне сегодня более рентабельно, нежели держать свое производство. "Это мировая тенденция", - говорит он. Компания Sela работает по такой же схеме: разрабатывая свой дизайн, размещает заказы в Китае. Галина Паникина отказалась дать комментарий "Ведомостям".

Переход бизнеса к наследникам практически всегда приводит к кризису в компании, но он может быть спровоцирован не только неопытностью наследников, но также разногласиями между ними.

Если владелец не оставляет завещания, то компанию наследуют в равных долях его супруг/супруга, дети и родители. По правилам они должны подать заявление в нотариальную контору по месту открытия наследства. По словам Юрия Рождественского, нотариуса Люберецкого района Московской области, кто первым подаст заявление нотариусу, тот и может стать временным управляющим на правах наиболее заинтересованного лица.

"Если же у предпринимателя есть не упомянутые в завещании несовершеннолетние или нетрудоспособные родственники, источником существования которых являлись доходы умершего, они имеют право на половину того, что положено им по закону", - уточняет Олег Шеврин, специалист по корпоративному праву. Разумеется, и нетрудоспособные родственники вполне могут вмешиваться в управление посредством своих попечителей.

Если компания зарегистрирована в офшоре, это значительно усложняет процедуру наследования. "Как правило, офшорные компании имеют номинальных акционеров, которые отличаются от реальных собственников, - объясняет Анатолий Юшин. - Чаще всего это связано с тем, что по закону в большинстве стран зарегистрировать компанию может только гражданин страны". Настоящие владельцы управляют активами на основе генеральной доверенности, полномочия которой не могут передаваться по наследству.

По словам Юшина, в "серьезных компаниях" вместе с доверенностью обычно выписывают отказное письмо с открытой датой. На отказное письмо юридическая компания должна поставить штамп "апостиль", который обеспечивает легализацию документа. Это можно сделать или через консульство, или через саму юридическую компанию (по почте). После этого нужно перевести письмо, заверить его и передать нотариусу, который ведет дело наследования. По словам Анатолия Юшина, процедура напоминает механизм дарения и сопровождается налогами - 2% от стоимости акций или доли. В случае смерти на отказном письме ставится нужное число и акции наследуются обычным образом.

Если письма нет, наследник должен обратиться в юридическую фирму страны, где зарегистрирована компания, с просьбой переписать доверенность. "Опасность заключается в том, что то же самое может сделать и менеджмент компании. В моей практике был случай, когда владелец надолго покинул страну, а менеджер зарегистрировал доверенность на себя, - рассказывает Анатолий Юшин. - Технически это очень просто - обычно юридические компании не проверяют, кто к ним обращается на самом деле".

Наталья Ульянова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru