Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам рассчитывают по-новому


С. А. Крикунов
Источник: Работа и зарплата

С 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее - Закон) изменен порядок исчисления среднего заработка при

С 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее - Закон) изменен порядок исчисления среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудо­способности и пособия по беременности и родам.

Основания и порядок выплаты данных пособий остались прежними, то есть их будут получать те же категории граждан, что и раньше, при наличии листка нетрудоспособности.

Условия обеспечения пособиями определены следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями);

- Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883;

- Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6 (с изменениями и дополнениями);

- Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам установлено в размере:

- среднего заработка (дохода) по месту работы - для женщин, подлежащих государственному социальному страхованию, а также женщин из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- 300 рублей - для женщин, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

- стипендии - для женщин, обучающихся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и в учреждениях послевузовского профессионального образования;

- денежного довольствия - для женщин, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Сохранен максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц, который в соответствии с Федеральным законом от 11 февраля 2002 г. № 17-ФЗ не может превышать 11 700 рублей.

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от двух составляющих:

- непрерывного трудового стажа (постоянная величина). Оплата больничного предусмотрена при непрерывном стаже работы: менее пяти лет - в размере 60 % средней заработной платы; от 5 до 8 лет - 80 %; более 8 лет - 100 %. Действующие правила исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по государственному социальному страхованию утверждены постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года № 252;

- среднего заработка. До 1 января 2004 года его рассчитывали по-разному, в зависимости от категорий работников. Например, при повременной оплате труда - исходя из тарифной ставки или оклада с постоянными надбавками и доплатами, получаемыми на день наступления нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам), с учетом сумм премий, исчисленных в соответствующем порядке; при сдельной оплате - в соответствии с фактическим заработком за последние два месяца перед наступлением нетрудоспособности.

С начала года согласно упомянутому Закону пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам исчисляют исходя из среднего заработка по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Средний заработок определяют в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года № 213 (далее - Положение). Порядок исчисления среднего заработка, установленный пока лишь на 2004 год, вероятно будет действовать и дальше.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 2003 года № 89 утверждено разъяснение «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году». Согласно этому документу при определении среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования РФ. При этом учитывают заработную плату только по основному месту работы.

Средний заработок работника независимо от режима его работы рассчитывают исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.

Статьей 8 Закона введено ограничение на получение соответствующих пособий для работников, которые в течение последних 12 календарных месяцев фактически проработали менее трех месяцев. Независимо от начисленной заработной платы пособие по временной нетрудоспособности (за исключением такового в связи с несчастным случаем на произ­водстве и профессиональным заболеванием), а также по беременности и родам выплачивают в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате, - МРОТ с учетом этих коэффициентов. На 1 января 2004 года МРОТ составляет 600 рублей.

По мнению некоторых законодателей, вступление в силу Закона позволит резко сократить количество злоупотреблений, например таких, когда сотрудницам частных фирм за пару месяцев перед их уходом в отпуск по беременности и родам устанавливали неправдоподобно высокую зарплату. Однако очевидно, что ограничение на получение пособий приведет скорее к противоположным результатам.

В соответствии со статьей 64 ТК РФ отказ в заключении трудового договора соискательнице рабочего места по причине ее беременности неправомочен, а ситуация, при которой беременная женщина, не имеющая трудового стажа, устраивается на работу, - возможна. Если она поступает на работу менее чем за три месяца до наступления отпуска по беременности и родам, то по новому Закону ей полагается пособие не выше 600 рублей. Хотя по ранее действовавшим правилам можно было претендовать на большую сумму при условии хорошей заработной платы. Это касается и некоторых категорий работников, получавших пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % независимо от непрерывного стажа работы. Похоже, об этих случаях законодатели не подумали.

Минтруда РФ разъясняет, что при определении периода фактической работы за последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитывают время, в течение которого человек фактически не работал, то есть:

- получал пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам;

- не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

- не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой, хотя и не участвовал в ней; получал дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

- в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем в такой период включают время, в течение которого человек фактически работал и за ним сохранялась средняя заработная плата, а именно:

- при направлении в служебные командировки;

- при переводе на оплачиваемую ниже должность.

В разъяснении говорится, что в случае, если человек в течение последних 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, то при определении трех месяцев фактической работы учитывают также период его работы у предыдущего работодателя в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.

Для работников, период фактической работы которых за последние 12 календарных месяцев, предшествующих событиям, связанным с выплатой пособий, составляет три и более месяца, расчетный период в каждой конкретной ситуации определяют в порядке, установленном пунктами 4, 5, 6 и 7 Положения.

В Пункте 4 Положения установлены периоды времени, которые исключаются из расчетного периода, необходимого для исчисления среднего заработка (о них сказано выше). Наряду со временем, исключаемым из расчетного периода, исключают и суммы, начисленные за это время.

Если пункт 4 Положения понятен (такие ситуации вполне возможны при определении расчетного периода для назначения пособий), то с пунктами 5, 6 и 7 сложно разобраться. Дело в том, что в каждом из этих случаев рассматриваются ситуации, при которых у работника за расчетный период либо нет фактически начисленной заработной платы, либо нет фактически отработанных дней. Непонятно, как можно применять такие пункты Положения в случае, если работник фактически отработал за последние 12 месяцев (расчетный период) не менее трех месяцев. Может ли быть так, чтобы минимум за три фактически отработанных месяца работнику не начислили заработной платы или чтобы за этот период не было фактически отработанных дней?

В данной ситуации необходимо еще одно разъяснение Минтруда РФ.

Однако надо полагать, что на практике затруднительных случаев будет мало. Сумму среднего заработка для назначения пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам будут исчислять, как раньше, - на основании среднего дневного заработка (за исключением случаев применения суммированного учета рабочего времени). Средний заработок определяют как произведение среднего дневного заработка и количества рабочих дней, приходящихся на период нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).

Средний дневной заработок, в свою очередь, исчисляют путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество отработанных в этот период дней.

В случае установления неполного рабочего времени средний дневной заработок определяют как сумму фактически начисленной заработной платы, деленную на количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период.

Если применяют суммированный учет рабочего времени, то при определении среднего заработка используют средний часовой заработок, который исчисляют как сумму заработной платы, начисленной за расчетный период, деленную на количество часов, отработанных в этот период. Средний заработок в этом случае равен произведению среднего часового заработка и количества рабочих часов, приходящихся на период нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).

Премии и вознаграждения, фактически начисленные за расчетный период, при расчете среднего заработка учитывают в следующем порядке:

- ежемесячные премии и возна­граждения - не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;

-премии и вознаграждения за период, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

- вознаграждения по итогам года, за выслугу лет и иные, начисленные за предшествующий календарный год, - в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

В случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывают с даты повышения фактической заработной платы (статья 8 Закона).

Итак, с 1 января 2004 года изменился порядок исчисления среднего заработка при расчете пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. При этом основания и порядок выплаты пособий остались прежними. Установлены ограничения в размере пособий работникам некоторых категорий и общий порядок подсчета среднего месячного заработка в зависимости от фактически отработанного времени за 12 месяцев и фактически начисленной за этот же период заработной платы для работников всех категорий.

С. А. КРИКУНОВ

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru