error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='74g358sk9v454io7kr95k4cef0', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=1823', ip='3.137.188.66'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='1823',showed='1',date=NOW(),ip='3.137.188.66',sess='74g358sk9v454io7kr95k4cef0',url='http://xn--q1aaa256zbab.efimov-partners.ru/publications/?view=1823'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Почему умным людям часто не везёт | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Почему умным людям часто не везёт


Роберт Дж. Штернберг
Источник: Elitarium.ru

Каждый человек иногда ошибается. Более того, очень сомнительно, что мы были бы способны учиться чему-либо, если бы совсем не допускали ошибок. Признаком интеллекта является не отсутствие ошибок, а скорее умение, однажды

Каждый человек иногда ошибается. Более того, очень сомнительно, что мы были бы способны учиться чему-либо, если бы совсем не допускали ошибок. Признаком интеллекта является не отсутствие ошибок, а скорее умение, однажды совершив ошибку, не повторять ее вновь и вновь. Человеку с интеллектом можно простить ошибку, но не ее повторение.

Каждый из нас знает вполне разумных людей, которые слишком часто совершают ошибки и так же часто терпят неудачи в деле, за которое берутся. Дело выглядит так, как будто они утрачивают разум, стоит им встретиться лицом к лицу с проблемами реального мира. Напрашивается вывод, что одного интеллекта недостаточно для преуспевания в реальном мире, при этом неважно, как широко мы определяем понятие интеллекта.

Люди могут вступать в этот мир с наилучшими интеллектуальными способностями, какие только может обеспечить им наследственность, или же получить воспитание в высокоинтеллектуальной среде, но, тем не менее, не добиться успеха в повседневной жизни, а ограничиться прозябанием.

По мере чтения вам несомненно станет яснее, как 20 вышеназванных препятствий мешают использовать возможности интеллекта, почему традиционные тесты интеллектуальности, даже самые совершенные в смысле широты спектра охватываемых умственных способностей, адекватно отражают лишь малую толику интеллекта, действующего в реальном мире.

1. Недостаток мотивации. Едва ли чего-либо стоят таланты человека, если у него нет стимула применять их. Мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде. Для некоторых мотивация поступает из внешних источников — одобрение ровесников, стремление к признанию, обогащению и т.д. Для других мотивация может носить внутренний характер, вытекающий из собственного удовлетворения хорошо проделанной работой. Обычно человеком двигают как внешняя, так и внутренняя мотивации в разных пропорциях.

2. Недостаточное владение собственной импульсивностью. Бывают моменты в жизни, когда людям необходимо действовать импульсивно. Импульсивность не позволяет человеку в полной мере использовать свои умственные возможности. Хотя бесконечные раздумья также нежелательны, человеку не следует в процессе решения задачи впадать в соблазн принятия первого же пришедшего в голову решения. Следует помнить, что чуть позднее на ум могут прийти и лучшие решения.

3. Недостаток настойчивости и чрезмерная настойчивость. Некоторые люди, несмотря на весь присущий им интеллект, легко сдаются. Если что-то идет не так, как им того хочется, или, если первые же их попытки не увенчались успехом, они бросают начатое дело. В результате они невольно утрачивают способность доводить дело до конца. Другую крайность представляют люди, которые продолжают трудиться над проблемой, когда давно уже пора было оставить ее как бесперспективную. Они упорствуют даже тогда, когда им уже следовало осознать, что решить проблему скорей всего не удастся, по крайней мере, в нужное время.

4. Применение «не тех» способностей. Многие люди в какой-то момент своей жизни приходят к выводу, что они либо выбрали не ту профессию, либо их работа в рамках выбранной профессии не вполне соответствует предъявляемым ею требованиям. Со стороны дело выглядит так, будто работа, которую они взялись выполнять, требует одной совокупности способностей и навыков, они же выполняют ее, используя другие способности и навыки. Открытие, которое человек при этом делает для себя, по существу заключается в том, что, несмотря на наличие у него хороших и полезных способностей, они тем не менее не подходят для тех задач, в решение которых человек в настоящий момент вовлечен. В подобной ситуации поступить по уму значило бы избрать иное направление в образовании или карьере или, по меньшей мере, подумать о новых стратегиях в собственной учебе и работе.

5. Неспособность переводить мысли в дела. Некоторые демонстрируют большие успехи в теоретическом решении своих проблем, а также проблем окружающих, создавая порой впечатление людей, у которых на все случаи жизни готово решение. При всем этом они неспособны переводить теорию в практическую плоскость. Говоря словами психолога Е. Р. Татри (1935), они оказываются «погребенными в мыслях». Как бы хороши ни были их идеи, сделать что-либо реальное по их реализации такие люди не могут. А ведь для того чтобы получать отдачу от собственного интеллекта, нам необходимо не только иметь хорошие идеи, но и уметь практически воплощать их — переводить мысли в дела.

6. Недостаточное внимание к результатам. Некоторым людям свойственно уделять чрезвычайно много внимания непосредственно процессу, но гораздо меньше внимания его результату. Однако именно на основе конечного результата, можно судить о наших достижениях, будь то в школе или в зрелой жизни.

7. Неспособность доводить решение задачи до конца. Одна хорошая поговорка относительно людей, которые неспособны доводить начатое дело до конца, гласит, что однажды стартовав, они никак не могут добраться до финиша. Ничто в их жизни, кажется, не может быть названо вполне законченным.

8. Неспособность сделать первый шаг. Некоторые люди не проявляют желания или способности дать старт задуманному делу; их действия ограничиваются теоретизированием по поводу того, какие шаги следует предпринять. Такие люди опасаются посвятить себя чему-либо и в результате не предпринимают ничего.

9. Страх перед неудачей. Страх не получить в итоге желаемого результата, по всей видимости, зарождается еще в детстве. Можно столкнуться с ситуацией, когда человек отказывается от карьеры в профессии, составляющей подлинный его интерес, считая себя «недостойным» ее по той или иной причине. Та же история может иметь место и в межличностных отношениях, когда человек прекращает отношения не потому, что его не устраивает их текущее состояние, но опасаясь будущего их ухудшения. Вместе с тем можно привести массу примеров, когда рисковать необходимо, поскольку нежелание или неспособность рисковать оборачивается потерей возможностей как составляющих жизненного успеха.

10. Откладывание дел со дня на день. Откладывание дел на потом свойственно огромной массе людей. Практически любой из нас время от времени совершает подобное, перенося какую-либо работу на более поздний срок, осознавая при этом, что сделать ее было бы лучше прямо сейчас. Откладывание дел на потом становится серьезным недостатком, когда превращается в устойчивый стиль поведения.

11. Отчуждение и присвоение вины. Некоторые люди считают, что непогрешимы, и постоянно ищут виноватых по любому, порой пустячному, поводу. Напротив, другие всегда обвиняют себя, какой бы ни была реальная их роль в событии или совокупности событий, приведших к тому или иному сбою. Подобное отчуждение или, наоборот, присвоение вины способно стать серьезным препятствием на пути осознания человеком собственных интеллектуальных возможностей.

12. Избыточное сожаление. Все мы время от времени сожалеем по поводу собственных недостатков. Когда дела идут не совсем так, как хотелось бы, трудно об этом не сожалеть, относя это на собственный счет. Но такого рода сожаление, имеющее место на постоянной основе, выполняет сильную антиадаптивную функцию. Сожаление по поводу своих недостатков не только вредно для дела, но в некоторых случаях способствует тому, что люди, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь, отворачиваются от нас.

13. Избыточная зависимость. В большинстве проблем, с которыми сталкивается человек, от него требуется наличие определенной степени независимости. Однако воспитание часто не обеспечивает человеку обретения достаточной независимости, необходимой в дальнейшей жизни, например, в работе, где человек должен, как правило, опираться только на собственные силы и обращаться за помощью к другим лишь изредка. Старайтесь решать возложенные на вас задачи самостоятельно, а если все-таки требуется чья-то помощь, то, по крайней мере, берите на себя всю полноту ответственности за результат. Не перекладывайте на других ответственность, которая на самом деле возложена на вас.

14. Преувеличение личных проблем. Всякий человек имеет проблемы личного порядка, но степень их серьезности значительно изменяется от человека к человеку. У одних в жизни трагедии сменяют трагедии, у других жизнь кажется безмятежной и практически лишенной каких бы то ни было трудностей и проблем. В течение своей жизни всякому следует ожидать как больших радостей, так и не менее крупных неприятностей и бед. Важно при этом реалистично подходить и к тем, и к другим. Крупные жизненные кризисы практически всегда скажутся на выполняемой вами работе, хотите вы того или нет. Лучше всего принимать это как должное, не позволяя, однако, личным проблемам целиком поглощать ваше внимание в ущерб делу. Следует помнить о том, что при наличии таких проблем работа, а также общество окружающих вас людей могут стать тем утешением, в котором вы нуждаетесь. Ошибочными являются попытки отвернуться от личных проблем, которые так или иначе придется решать. Так же неправильно поступает человек, позволяющий своим личным проблемам поглотить все его время.

15. Недостаток концентрации внимания. Можно указать массу людей с высоким интеллектом, которые в течение долгого времени не способны концентрировать внимание на одном и том же. Их легко отвлечь, длительность периодов непрерывного внимания у них сравнительно мала. В результате им трудно выполнить более или менее значительный объем работы. Если вы страдаете рассеянностью и имеете трудности с концентрацией внимания, вам следует подумать о правильной организации своего рабочего места, чтобы минимизировать действие отвлекающих факторов.

16. Слишком узкое или слишком широкое распределение своих сил. Людям, способным концентрировать свои силы только на каком-то одном виде деятельности, следует знать об этой своей особенности и по возможности противостоять ей. Если вы участвуете в нескольких проектах одновременно, старайтесь распределять свое время и внимание, а также организовывать проекты таким образом, чтобы имелась возможность завершить их в приемлемый срок. Важно обеспечивать правильное распределение различных видов деятельности для себя. Избегайте делать больше или меньше того, с чем вы в состоянии справиться в данный период времени.

17. Неспособность отложить вознаграждение или признание. Люди склонны заниматься второстепенными делами в ущерб более важным. Одни просто откладывают крупные дела на потом, другие не желают откладывать вознаграждение. Они получают удовлетворение, когда другие хвалят и награждают их за выполнение мелких дел, и забывают о более крупной награде, которая соответствовала бы более крупным делам. Серьезная работа порой предполагает затраты большого времени и усилий, прежде чем будут получены результаты. Если вы к этому не готовы и предпочитаете браться лишь за небольшие краткосрочные проекты, имейте в виду, что существует риск получить столь же мимолетное признание.

18. Неспособность или нежелание замечать за частным целое. На своем веку мне встречались студенты с очень высоким интеллектом, которые, тем не менее, не очень преуспели в учебе из-за того, что «за деревьями не видели леса». Их крайне занимают детали, при этом они не в состоянии или не хотят видеть общую картину, которая стоит за всеми деталями, и, соответственно, иметь с ней дело. Подумайте также над тем, в чем смысл того, над чем вы в настоящий момент работаете, и к какого рода результатам собираетесь прийти. Иначе вы рискуете не только утратить свои первоначальные цели, но и суть стратегии, обеспечивающей их достижение.

19. Недостаток равновесия между критико-аналитическим и творчески-синтетическим мышлением. Временами в своей жизни мы должны применять критическое и аналитическое мышление; иногда следует использовать творческий подход и мыслить синтетически. Важно только знать соответствующее время.

20. Завышенная или заниженная уверенность в себе. Каждому из нас для нормальной жизни нужно иметь порядочный запас уверенности в себе. Жизнь может нанести столько ударов по самооценке человека и его взглядам на самого себя, что без уверенности в себе нам было бы действительно трудно перед лицом всех больших и малых неудач, которые готовит для нас жизнь. Недостаток уверенности в себе ведет у некоторых людей к тому, что они не могут как следует решать поставленные перед ними задачи, поскольку проецируют на свою работу собственные сомнения. Уверенность в себе очень часто является немаловажным залогом успеха. В конце концов, если у вас нет уверенности в себе, как вы можете ожидать от других уверенности в вас?

В то же самое время важно не завышать уверенность в себе. Люди со слишком высокой уверенностью в себе теряют способность распознавать момент, когда следует признать свою ошибку или что-то сделать для собственного совершенствования.

В результате прогресс у таких людей происходит гораздо медленнее, чем это объективно возможно. В этой статье были описаны двадцать потенциальных подводных камней, мешающих человеку прийти к полному осознанию своих умственных способностей. Подводя итог, скажу, что самым важным для человека является не уровень интеллекта, а то, чего он способен достичь посредством интеллекта. И наиважнейшей задачей в познании и совершенствовании интеллекта я бы назвал полное осознание того умственного потенциала, который имеет каждый из нас.

Роберт Дж. Штернберг

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru