Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

МВА без риска для карьеры


Ольга Петрова
Источник: The Career Forum

Построение карьеры - это искусство, требующее немалых жертв. И одной из его основных составляющих является получение бизнес-образования, которое сопряжено с большими денежными и временными затратами. Как выбрать для

Построение карьеры - это искусство, требующее немалых жертв. И одной из его основных составляющих является получение бизнес-образования, которое сопряжено с большими денежными и временными затратами. Как выбрать для себя именно то образование, которое выведет вас на новый виток карьерной лестницы, а не станет препятствием на вашем пути? Об этом мы побеседовали с Дмитрием Ходько, вице-президентом инвестиционного блока «Внешторгбанка».

«Я рассматривал получение бизнес-образования не просто как двухгодичный период получения знаний, а как поворотный момент своей карьеры, - рассказывает Дмитрий. - Это был шаг, который вывел меня в совершенно новый диапазон профессиональной деятельности».

CF: Расскажите, как складывалась ваша карьера. Как вы приняли решение о получении бизнес-образования?

Д.Х.: В конце 1980-х годов я закончил Ленинградский политехнический институт, защитив кандидатскую диссертацию по техническим наукам. Затем довольно долго работал в спортивном бизнесе. Это очень специфический бизнес, успех в котором целиком зависит от менеджерских компетенций. И этот чрезвычайно интересный опыт стал прекрасным стартом для моей карьеры. Я много ездил по разным городам, странам. И, общаясь с иностранными партнерами, понял, что мне не хватает определенных знаний в области менеджмента. Хотя мое образование и было очень хорошим с точки зрения развития аналитических способностей, оно было слишком «научным».

И, узнав о существовании МBА, я решил, что рано или поздно продолжу свое образование именно по этой программе. К этому решительному шагу я готовился в течение трех лет: посещал бизнес-школы, беседовал с опытными специалистами, интересовался - что даст мне это образование, что я получу на выходе. И в 1994 году я взял отпуск, приехал в Москву и занялся активной подготовкой к поступлению в бизнес-школу.

CF: Как вы готовились к поступлению? Самостоятельно или с помощью специальных подготовительных программ?

Д.Х.: В то время в нашей стране еще не было таких возможностей для подготовки, как сегодня. В распоряжении абитуриентов была лишь Библиотека иностранной литературы и стойки с описаниями экзаменов. Я занимался самостоятельной домашней подготовкой в течение полугода. У меня была очень сильная мотивация, можно даже сказать одержимость, - я даже не допускал мысли, что могу не поступить. На вступительных экзаменах была высоко оценена моя научная степень, и в результате я получил приглашение из бизнес-школы Miami University (штат Огайо), которая предоставила мне прекрасные условия - full scholarship.

CF: Как вам удалось получить стипендию? Какие расходы она покрывала?

Д.Х.: Я получил стипендию во многом благодаря рекомендациям со стороны моих партнеров по спортивному бизнесу в Шатах. Они видели, как я поднимал бизнес практически «с нуля», причем очень успешно. Эта стипендия покрывала стоимость образования, оплату квартиры, чеки на питание, учебные пособия - практически все, даже перелет из Москвы. Если не выходить за пределы кампуса, на нее вполне можно было жить.

CF: Какая специализация была у вашей бизнес-школы? Насколько этот критерий был для вас важен?

Д.Х.: Моя школа специализировалась в трех областях: информационные системы, финансы, маркетинг. Я пошел по принципу - надо получить знания в той области, в которой они были минимальны, и выбрал финансы. Кроме того, это была одна из сильнейших специализаций школы. Если говорить о специализации как о критерии выбора программы, то я не считаю его ключевым. Меня настораживает, когда на выставках представители бизнес-школ делают сильный акцент на том, что они готовят лучших специалистов по той или иной специализации. Лобая программа МBА - независимо от специализации - прежде всего предполагает подготовку бизнес-администратора, а специализация - это уже второстепенный фактор.

CF: Что вы можете назвать основным плюсом бизнес-школы, в которой вы обучались?

Д.Х.: Существенное преимущество любой американской программы МBА - это само пребывание в США, стране, в которой бизнесом занимаются практически все. И само наблюдение и общение с людьми, с которыми вы обучаетесь, максимально погружает вас в бизнес-среду.

CF: На момент поступления в бизнес-школу у вас уже был большой практический опыт. Насколько он помог вам в процессе обучения или, возможно, даже мешал?

Д.Х.: Безусловно, опыт помогает получать гораздо большую отдачу от обучения. Я мог практически каждый бизнес-кейс адресовать к своему прошлому и прошлому моих бизнес-партнеров. С другой стороны, я критически воспринимал концепции, которым обучали в начале программы, - мне сложно было согласиться с некоторыми из них, поскольку я сталкивался со многими бизнес-ситуациями, о которых нам рассказывали, и знал, что в жизни все далеко не так прямолинейно.

Но в конечном итоге понял, что по-иному учить людей (которые приходят из разных областей и с разным опытом) невозможно, и надо на время перебороть себя и настроиться на восприятие фундаментальных дисциплин.

CF: Как сложился ваш карьерный путь после окончания бизнес-школы?

Д.Х.: Отучившись в Шатах два года, я переехал в Канаду, где моя карьера получила очень динамичное развитие. Я попал в телекоммуникационную компанию JDS Uniphase, которая в начале насчитывала около 700 сотрудников, а через три года стала одной из крупнейших корпораций в мире с капитализацией в $110 млрд. Примечательно, что на момент моего прихода топ-менеджеры компании не придавали особого значения наличию диплома МВА у сотрудников, считая, что инженерной степени достаточно, чтобы управлять бизнесом. Но по мере развития бизнеса к ним пришло понимание, что компании нужны люди с сильным менеджментом, которые смогут своевременно принимать нужные решения, выполнять разные функции в компании и подниматься вверх. И хотя я в первый год своей работы не смог использовать полученные в бизнес-школе знания, потом они помогли мне успешно продвинуться и расширить спектр решаемых задач.

Успешно проработав там четыре года, я понял, что исчерпал все возможности в этой компании, и что мне надо двигаться дальше. И я вместе с несколькими партнерами основал свою компанию в области телекомуникаций.

Затем, через полтора года, после успешного запуска нашего проекта, я снова задумался о новых перспективах. Я взял отпуск на переосмысление и занялся частным консультированием компаний в области технологий, помогая им развивать их бизнес с нуля. И в этот период я понял, что меня больше всего привлекает работа с высокорисковыми предприятиями на ранней стадии - когда надо донести до инвестора, что, как и почему они будут инвестировать. И, конечно, обилием таких предприятий меня привлекла Россия. И когда я снова оказался в Москве, мне представилась прекрасная возможность - «Внешторгбанк» начал развивать свой инвестиционный банковский бизнес, и мне было предложено войти в новую команду.

CF: Почему вы выбрали именно финансы и инвестиции? Ведь на российском рынке много и других рисковых предприятий.

Д.Х.: Инвестиционные банки - это самое интересное. Работа в этом направлении дает возможность работать с огромным диапазоном самых разных индустрии и компаний. Кроме того, сегодня в нашей стране идет активное формирование холдингов, и в ближайшее время остро встанет проблема интеграции компаний. А чтобы заниматься интеграцией, надо иметь очень высокую квалификацию в этой специфичной области. В этом отношении у меня есть богатый опыт, я знаю, как это делается на Западе, причем с точки зрения наибольшей эффективности.

CF: Насколько применимы изучаемые на программах МBA бизнес-модели к российской действительности? Ведь она сильно отличается от западных реалий.

Д.Х.: Об этом различии очень часто говорят, но на самом деле это миф. В России есть, скорее, своя особенность - слишком высокий уровень образования и большой процент образованного населения. А образованные люди склонны постоянно все анализировать, вместо того, чтобы просто начать работать. В бизнесе же не должно быть много креатива - здесь важна только эффективность, которая измеряется долларами и часами. И любые модели можно адаптировать к конкретным условиям.

CF: Удалось ли вам реализовать знания, полученные в процессе обучения? Было ли то, что вы никогда не сможете применить?

Д.Х.: Конечно, было. Но обучение на то и рассчитано, чтобы дать широкий спектр знаний, особенно в первый год обучения. На втором году их можно сузить. И хотя мне не сразу удалось реализовать все полученные знания, со временем они переросли в квалификацию, которая стояла за принятием моих последующих решений, уровень которых повышался на каждом новом месте работы. Где-то удалось что-то улучшить, что-то исправить - даже в той области, в которой они сначала не были востребованы.

CF: Как вы относитесь к степени МВА с позиции работодателя? Отдадите ли предпочтение кандидату, резюме которого содержит эту аббревиатуру, и будете ли ему за это больше платить?

Д.Х.: Все зависит от конкретной вакансии. Практика показывает, что есть позиции, для которых нужны квалификации, вырабатываемые в результате продолжительного опыта работы или в процессе обучения в бизнес-школе. Но это не означает, что остальным кандидатам вход на эти позиции закрыт. Но диплом хорошей бизнес-школы, безусловно, дает большое преимущество.

Что касается оплаты, то она зависит не от наличия степени, а от того, сможет ли человек реализовать себя в работе. Диплом должен быть подтвержден наличием квалификации.

CF: Вы планируете дальнейшее получение образования?

Д.Х.: Проработав в Штатах, я пришел к выводу - останавливаться на достигнутом нельзя, это просто опасно - надо постоянно двигаться вперед и даже рисковать.

Необходимо регулярно обновлять свои знания. Это могут быть разные формы обучения: краткосрочные тренинги, тематические семинары, конференции и так далее.

Я постоянно просматриваю информационные источники, такие как Financial Times, New York Times, The Economist, из которых можно узнать, какие события происходят в интересующей меня области.

CF: Ваш опыт постоянно богатеет. Вы не боитесь, что можете сравняться с тренерами, и что они не смогут научить вас ничему новому?

Д.Х.: Их знания, по моим понятиям, могут быть ниже - но это чисто субъективная точка зрения. Если смотреть шире, то я считаю, что из любого профессионального общения, передачи знаний, можно извлечь определенную пользу.

Когда идешь на краткосрочные курсы, не надо ожидать, что они дадут кардинальный результат. Мой опыт показывает, что даже если вы выносите из трехчасовой презентации несколько интересных элементов, которые сможете применить на практике, — это уже продуктивный результат.

CF: Мзжете ли вы дать нашим читателям несколько советов, как не ошибиться в выборе бизнес-образования. Какие основные ошибки при этом допускаются?

Д.Х.: Часто уделяется слишком много внимания рейтингу школы. Это, конечно, немаловажный фактор, но для начала стоит определиться с собственной мотивацией получения знаний - она должна быть четкой и осознанной.

Поступление в бизнес-школу - это большой риск, вам, возможно, придется приостановить карьеру и потратить массу усилий и времени. Поэтому очень важно понимать, зачем вам нужно это образование, для достижения каких целей. Для многих это, в первую очередь, способ повысить свою зарплатную планку. Не могу сказать, что это неправильно, но деньги не должны быть основной целью.

Также очень важен выбор страны, в которой вы собираетесь учиться. Я пока не вижу альтернатив, равных американским программам МBА - ведь они строились на протяжении многих десятилетий, и преподавание на них ведется на самом высоком уровне профессионализма. И, конечно, получение столь качественного образования существенно теряет свою ценность, если у вас нет хорошего опыта работы. Знание концепций не принесет практической пользы, если у вас нет «грязи под ногтями» - если вы на падали, не карабкались снова вверх, прокладывая свой путь в мире бизнеса.

CF: Далеко не всем удается получить стипендию при поступлении в бизнес-школу, а количество желающих растет. Как найти инвестора? Что для этого нужно?

Д.Х.: Часто люди, собирающиеся сделать шаг, требующий спонсорских поступлений, заполняют форму анкеты, отправляют ее и ждут ответа. И такая установка является самой большой ошибкой.

Надо показать потенциальному спонсору не то, что вы хотите получить деньги, а убедить его в том, что вы можете, прежде всего, дать ему что-то интересное и полезное, привнести что-то новое в его компанию или бизнес-школу.

Мне в этом отношении было легче, поскольку у меня был опыт в спортивном бизнесе, где все держится на спонсорах. Я сумел показать, как мой опыт поможет студентам, которые будут со мной обучаться, - ведь многие из них сами платили за обучение, и моя стипендия выплачивалась из налогов их родителей.

И такой подход вполне логичен - сначала надо доказать, что можешь что-то сделать, а деньги придут потом.

В заключение я хочу привести фразу директора моей бизнес-школы, которой она охарактеризовала меня в своем рекомендательном письме: «Дмитрий - это человек, которого я бы хотела видеть своим бизнес-партнером, своим соседом, которому бы доверила своих детей, если бы он вел какую-нибудь группу по интересам».

И эта четкая формулировка меня очень пронзила - не надо стремиться стать самым лучшим другом для своих партнеров, достаточно быть хорошим соседом, коллегой, не осложнять никому жизни и внушать людям надежду и доверие. И таким людям, как правило, чаще всего достаются спонсорские деньги - ведь с ними хочется работать.

Ольга Петрова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru