Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Продавцы сельской идиллии, или Как зарабатывают на желании горожан окунуться в сельский быт


Елена Горелова
Источник: Ведомости

Бывший военный Сергей Михайлов, устав от городской суеты, решил переехать в деревню и вложил все накопления в разрушенную прусскую усадьбу в Калининградской области. Теперь она превратилась в гостевой дом -

Бывший военный Сергей Михайлов, устав от городской суеты, решил переехать в деревню и вложил все накопления в разрушенную прусскую усадьбу в Калининградской области. Теперь она превратилась в гостевой дом - “Клуб-усадьба Клюкен”, принимающий 10-15 взрослых туристов или около 30 детей. В высокий сезон владельцы таких постоялых дворов зарабатывают от 3000 до 10 000 евро в месяц.

Сельский туризм, или агротуризм, в России пока большая экзотика. Однако так сложилось, что в Калининградской области за 3,5 года появилось более 60 деревенских “гостевых домов”. Председатель комитета по туризму администрации Калининградской области Вера Зимоглядова объясняет этот феномен близостью стран Евросоюза. Дело в том, что в 90-х бывшие немецкие земли стали местом паломничества для немцев, ищущих ностальгических впечатлений.

В ответ на спрос родилось и предложение. Теперь некоторые сельские гостевые дома носят немецкие названия, к примеру “Форстхаус” (в переводе с немецкого -“дом лесника”). Правда, сейчас среди клиентов стало больше россиян. Зарабатывают владельцы таких усадеб тем, что принимают туристов, в основном горожан, которые стремятся окунуться в патриархальный уклад жизни.

Кроме места для ночлега клиентам предлагается множество деревенских развлечений - уход за животными и конные прогулки, изучение технологий выращивания садовых и овощных культур, уроки народных ремесел, приготовления деревенской еды по старинным рецептам.

Вообще, агротуризм зародился во Франции в 50-х гг. и был частью государственной политики, стремившейся остановить отток сельских жителей в города. Здесь забили тревогу потому, что резко сократилось производство вина и сыра -того, чем французы гордились много веков. За счет государственных средств было восстановлено 50 заброшенных усадеб, при которых имелись фермы, сыроварни и винодельческие хозяйства. Хозяев для них подобрали из числа молодых семейных пар. Позже выяснилось, что, если превратить эти усадьбы в объекты агротуризма, они становятся прибыльным бизнесом. Этот вид отдыха стал очень популярен в Европе, в одной только Франции сейчас около 45 000 сельских усадеб.

Ностальгия по сеновалу

У каждой усадьбы в Калининградской области -своя специализация. Владелица “Дачи художника” в поселке Янтарный Маргарита Ендржиевская рассказала, что при ее усадьбе есть картинная галерея. Здесь для всех желающих организуются уроки обработки янтаря: его можно найти поблизости, море расположено в 150 м от дома. Одно занятие, на котором из бесформенного камня клиент может сделать брошь, кулон или другой красивый сувенир, стоит $5. “Мой сын -художник, -говорит Ендржиевская, -проводит для клиентов уроки живописи”.

В усадьбу Клюкен родители любят отправлять детей: кроме прочей деревенской работы девочек здесь обучают готовить, а мальчиков -ухаживать за животными. Проводятся и уроки по плетению из лозы, росписи по дереву. Учат делать дымковскую игрушку и плести гобелены. В перерывах между крестьянскими делами проводятся занятия по иностранным языкам, для этого специально нанимают студентов из европейских стран.

Недельное пребывание ребенка в усадьбе обходится в 140 евро. По словам Михайлова, в ближайшее время в Клюкен приедет группа из 32 детей, которую к нему направила местная турфирма. Поскольку Михайлов смог наладить стабильный поток отдыхающих, инвестиции в усадьбу окупились примерно через два года, утверждает Вера Зимоглядова. В среднем же такой бизнес, по ее оценкам, окупается спустя пять лет.

В одном из крестьянских хозяйств в Нестеровском районе выращивают редкие овощные культуры, например огромные тыквы, говорит Вера Зимоглядова.

В усадьбе Пинекер предпочитают останавливаться малобюджетные туристы и любители ночевок под открытым небом, студенты и велосипедисты: здесь есть сеновал, организованный по всем правилам.

На выращивании норок, страусов и оленей специализируется фермер из другой усадьбы в Багратионовском районе. В усадьбе “Мир флоры” клиентов обучают выращиванию ягод и цветов. Трудно ли быть владельцем усадьбы Если предприниматель хочет основать постоялый двор в старой усадьбе, одна из основных проблем -найти деньги и силы на ее восстановление.

Усадьбу Клюкен, построенную еще в XVIII в., Сергей Михайлов приобрел 10 лет назад за $13 000. Она расположена в деревушке Клюквенное вблизи Балтийского моря.

“Усадьба была в таком разрушенном состоянии, что мы ее восстанавливали в течение пяти лет”, -вспоминает предприниматель. Ему вдвоем с наемным работником пришлось практически все делать своими руками. Михайлов очень хотел оборудовать в доме настоящую русскую печь.

“Сейчас многие умеют закладывать камины, а вот печника, окончившего печное училище еще 50 лет назад, я нашел с трудом”, -замечает он. Сейчас в этой печи готовят традиционные блюда русской, немецкой и литовской кухни, в том числе сыр из молока коз, живущих здесь же на скотном дворе.

Сельские постоялые дворы, рассчитанные на 6-10 постояльцев, -это, как правило, семейный бизнес. Усадьбой обычно владеет семья из двух-четырех человек -часто они сами справляются со всей работой: содержат дом, ферму, земельные угодья, обслуживают гостей.

“Моя жена Галина, педагог по профессии, готовит всю еду для гостей, на ней и уборка дома”, -говорит Михайлов. Активно вовлечены в усадебные дела и дети Михайловых -24-летняя Светлана и 18-летний Андрей, который, кстати, учится на менеджера по туризму. Хотя у многих владельцев усадеб дела идут неплохо, туроператоры скептически относятся к перспективам развития этого вида туризма в России.

Гендиректор калининградской туристической фирмы “Анюта” Александр Шамшиев говорит, что сейчас агротуры занимают менее 1% рынка. По его мнению, это не массовый вид отдыха. В лучше случае усадьбы бывают заполнены на 50%. Кроме того, развитию сельского туризма мешает неухоженность российских поселков и деревень, вблизи которых располагаются такие усадьбы, добавляет Шамшиев. Плохие подъездные пути, неухоженность местности снижают привлекательность постоялого двора для туристов, ведь они хотят отдыхать в живописных местах.

Это стоит учитывать тем, кто собирается начинать этот бизнес и выбирает место для усадьбы.

Елена Салтановская, хозяйка “Форстхауса-3” в Полесском районе Калининградской области, говорит, что их усадьба привлекает туристов отдаленностью от городов и поселков.

“Расположена она на опушке леса, -объясняет Салтановская, -у нас одновременно могут останавливаться три семейные пары”. По ее словам, прибыль от такого бизнеса совсем небольшая -$300-400 в месяц.

В московской туристической компании “Четвертая власть” в течение двух лет пытались развить направление сельского туризма, но в этом году его закрыли. Очень много желающих отдохнуть в деревне, но организовывать такие туры довольно сложно, ведь в Московской области нет постоялых дворов, которые специализируются на агротуризме, сетует заместитель гендиректора компании “Четвертая власть” Елена Потапова.

Елена Горелова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru