Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Продуктивность чтения



Источник: Школа рационального чтения

На продуктивность чтения существенно влияет поле восприятия читаемой информации. Поле восприятия является частью поля зрения. Поле восприятия - это объем информации, который мы успеваем осмыслить за одну остановку –

На продуктивность чтения существенно влияет поле восприятия читаемой информации. Поле восприятия является частью поля зрения. Поле восприятия - это объем информации, который мы успеваем осмыслить за одну остановку – “фиксацию” взгляда. Читатели, не владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию “схватывают” по одному слову из текста. В редких случаях читатели за одну фиксацию успевают считать из текста по два слова, если слова оказываются простыми и короткими.

Читатели, владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию усваивают по три - восемь слов. При этом каждый зафиксированный взгляд задерживается на словах примерно одно и то же время (из расчета - несколько слов за одну секунду) независимо от того, сколько и какие слова усваиваются за каждую фиксацию. Отсюда следует простой вывод: если читатель, который прочитывает текст из 1000 слов за 5 - 10 минут, расширит свое поле восприятия в 3 раза, то и на чтение такого текста он станет затрачивать времени в 3 раза меньше.

Масштабы поля восприятия сказываются и на качестве усвоения текстов.

Если взгляд во время чтения фиксируется на каждом слове, то смысл предложения складывается из понимания отдельных слов и их взаимосвязи.

Если же взгляд при каждой фиксации на тексте будет “выхватывать” из текста словосочетания (в результате расширения поля восприятия), то читатель, освободивший свое сознание от необходимости работы с большим числом мелких операций, направит свое мышление на углубленное осмысление крупных смысловых блоков и, таким образом, лучше поймет и запомнит текст.

Для отработки навыков чтения смысловыми блоками – понятиями, а не словами, используйте метод ритмичных фиксаций взгляда (МРФ). Он основан на принудительном делении строки на смысловые блоки и ритмичном перемещении взгляда. Метод ритмичных фиксаций взгляда поможет Вам расширить поле восприятия, оттеснить проговаривание и добиться значительного повышения скорости чтения.

Организовать ритмичное перемещение взгляда Вам поможет использование ритмичной музыки, ударов метронома, внутреннего счета и т.д. Содержание текста будет выстраиваться из понятий, схватываемых при кратковременной фиксации взгляда на словосочетаниях. Количество фиксаций взгляда на строке, места фиксации взгляда и время между фиксациями будут подбираться произвольно в зависимости от степени сложности текста и от ширины колонок.

Упражнение

Приготовьте текст с неширокими колонками и источник звучащего ритма (метроном, ритмичную музыку или запишите стук на магнитофон).

На каждый удар звучащего ритма бросайте взгляд на начало середину и конец каждой строки. Пытайтесь за каждую фиксацию взгляда охватывать как можно больше слов и при этом не забывайте осмысливать содержание.

Количество фиксаций взгляда зависит от ширины колонки текста и сложности текста. Например, если строка содержит до 30 знаков, то взгляд желательно фиксировать дважды. Места фиксаций определяются достаточно произвольно. Постепенно старайтесь уменьшать число фиксаций и увеличивать ритм.

Уже через неделю занятий, благодаря выполнению упражнения, Ваше поле восприятия расширится, при каждой фиксации взгляда одно поле восприятия текста станет перекрывать другое, а оно, в свою очередь, перекроется третьим полем восприятия текста.

После того, как Вы научитесь за 3 фиксации прочитывать всю строку текста с широкими колонками, можете переходить к чтению с меньшим количеством фиксаций взгляда. А еще через 2-3 недели Вы сможете усваивать текст, набранный узкими колонками, всего лишь за одну фиксацию взгляда, а набранный более широкими колонками - за 2 фиксации, вместо 3-х, не снижая качества усвоения текста. Информация при этом будет прочитываться в более быстром темпе.

Из-за непривычности работы с текстом на первых порах текст может усваиваться лишь на 20-30%. Если будете усердно заниматься, к концу первой недели занятий коэффициент усвоения текста может подняться до 40-50%.

Память

Мы продолжаем разговор о свойствах внимания и сегодня темой дня являются переключаемость и распределяемость внимания.

Под переключаемостью внимания понимается способность быстро выключиться из одной деятельности и включиться в другую, когда того требуют условия. Не путайте переключаемость внимания с его неустойчивостью, когда внимание "соскальзывает" на другие объекты без вашего сознательного участия. Переключенное внимание подразумевает его концентрацию и устойчивость на другом более значимом в данный момент объекте, т.е. переключение есть сознательное перемещение внимания с объекта на объект, признак его гибкости. Для человека это означает способность ориентироваться в меняющейся ситуации. Людей, не способных быстро переключать внимание, современные тинейджеры называют техническим термином "тормоз".

Под распределяемостью внимания понимается способность удерживать внимание одновременно на нескольких объектах, минимум на двух. Такая способность позволяет совершать несколько различных действий одновременно или следить за несколькими независящими друг от друга процессами.

Умение распределять внимание можно наблюдать, например, у спортсменов, занятых в командных видах спорта (футбол, волейбол, баскетбол и т.п.), где участник командной игры следит не только за мячом, но и за диспозицией членов своей команды и противника одновременно. Профессиональное качество педагогов, которые видят каждого ученика в классе или студента в лекционной аудитории, – хорошо распределяемое внимание.

Если Вы списываете ответы на вопросы экзаменационного билета с тщательно подготовленной и микроскопическим способом исписанной шпаргалки, а экзаменатор в тихой беседе тет-а-тет не произносит сакраментального: "А теперь поговорим по существу", - и не откладывает при этом предмет ваших стараний (исписанные убористым почерком листы с ответами на вопросы) в сторону, будьте уверены, что причина не в вашей виртуозности по списыванию, а в лояльности преподавателя и не важно по какой причине. По некоторым свидетельствам Наполеон мог диктовать своим секретарям или помощникам до 7 писем и документов одновременно.

Умение распределять внимание необходимо также руководителям разных рангов, поскольку от умения удерживать в поле внимания несколько разных задач зависит их способность координировать действия разных звеньев, принимать решения и, в конечном счете, достигать успеха.

А что же такое рассеянность? Природа рассеянности в слабой концентрируемости, сосредоточенности на одном объекте и слабой распределяемости внимания, как, например, у детей, а также в слабой переключаемости, как у ученых-профессоров, славящихся своей рассеянностью. Рассеянность ученых, являющаяся предметом многочисленных насмешек и давшая богатую пищу любителям сочинять анекдоты, обусловлена очень высокой концентрацией на объекте размышлений, когда объект становится почти "центром вселенной". Столь высокая концентрация, в свою очередь, является причиной слабой переключаемости.

Несколько упражнений для развития распределяемости и переключаемости внимания.

1. Возьмите изображения каких-нибудь двух предметов или репродукции двух картин (например, Левитана "Золотая осень" и Саврасова "Грачи прилетели"). Рассматривайте попеременно изображения, затрачивая примерно по 5-7 секунд на каждое, пока не рассмотрите оба изображения. Затем мысленно воспроизведите каждое изображение, проведя различие между ними, оценив настроение каждой картины.

2. Убедившись в том, что Вы успешно справляетесь с упражнением 1, увеличьте количество одновременно рассматриваемых изображений.

3. Приготовьте два разных текста, желательно относящихся к одной проблеме, объемом не более одной страницы стандартного книжного формата. Читайте два текста попеременно небольшими частями, затрачивая на каждую часть по 5-10 секунд. Прерывайте чтение для переключения на другой текст в любых местах (можно даже в середине предложения). Для быстрого нахождения мест прерывания чтения, фиксируйте их указательными пальцами рук. Дочитайте оба текста до конца и попробуйте их воспроизвести.

4. Нарисуйте на листе бумаги квадрат и разделите его на 3 строки и 3 столбца. В каждый квадрат впишите любое слово. Быстро переключайте внимание с одного слова на другое. Установите смысловые или функциональные связи между словами.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru