Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

МВА в России: количество и качество


Екатерина Штерн
Источник: Элитный персонал

Школы MBA в России – словосочетание, которое уже не вызывает недоверчивую усмешку у большинства отечественных менеджеров. И, несмотря на отсутствие российских школ (как отечественных, так и совместных) в основных

Школы MBA в России – словосочетание, которое уже не вызывает недоверчивую усмешку у большинства отечественных менеджеров. И, несмотря на отсутствие российских школ (как отечественных, так и совместных) в основных европейских, а тем более, американских рейтингах, «наши» начинают – и не собираются проигрывать.

Существование дневной формы обучения (full-time) МВА, наиболее популярной в Америке, в России сопряжено со значительными трудностями. Дневная программа есть, например, в Высшей школе международного бизнеса при АНХ (ВШМБ), правда, ежегодный набор на нее стабилизировался на уровне около 30 человек лишь в последнее время.

По наблюдениям Алексея Ончукова, начальника отдела маркетинга ВШМБ, «дневной формой обучения традиционно интересуется аудитория более молодая, хотя и там встречаются сорокалетние удачливые бизнесмены, имеющие возможность передоверить текущие дела заместителям или наемным менеджерам».

По словам Ольги Тихоновой, начальника отдела маркетинга Института экономики и финансов «Синергия» при РЭА им. Г.В.Плеханова, в данном учебном заведении программа full-time также заявлена, но набор на нее отсутствует «вследствие того, что среди слушателей, обучающихся на программе МВА, нет ни одного безработного».

Комментируя ситуацию с дневными программами, Ольга Андреева, декан факультета переподготовки Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) справедливо полагает, что «в России состояние рынка труда таково, что full-time, как форма обучения, практически невозможен. Людей, которые могут позволить себе не работать и приостановить движение по карьерной лестнице, очень немного». Добавим, что, судя по всему, если у кого-то и есть такая возможность, то бизнес-образование он предпочтет получить в престижной западной школе.

Очно, заочно, корпоративно…

Численный разброс по единовременному количеству слушателей MBA в различных школах достаточно велик – от 250 в ВАВТ до 900 человек в Институте МИРБИС (при том, что средняя группа обычно состоит из 25-30 слушателей). Эти цифры включают в себя сведения по составу слушателей как очных (дневных, вечерних), так и заочных программ. Наибольшей популярностью пользуется вечерняя форма обучения, слушатели которой и составляют основную массу ежегодного набора.

Заочные программы в основном нацелены на региональных управленцев, среди которых идея получения MBA становится все более популярной. Можно даже предположить, что в ближайшее время основная борьба между школами развернется именно в этом направлении. Растущая активность представителей Сибири, Урала, Поволжья и т.д. в свою очередь, объясняется потребностью поиска новых деловых связей.

Еще одно перспективное направление – корпоративные программы MBA, которые выстраиваются с учетом общей стратегии компании-заказчика и предполагают комплексное обучение менеджеров компании. Такие предложения есть в прайс-листах, например, «МИРБИСа» и «Синергии».

Анна Петренко, руководитель отдела рекламы и информации Института МИРБИС: «В зависимости от тех задач, которые руководство стремится решить посредством обучения сотрудников, представителей этой компании либо распределяют по разным группам, либо собирают в одну». В подобных случаях не используется одно из принципиальных преимуществ MBA – ведь эффект от обучения в значительной мере зависит от обмена опытом между слушателями в группе и уровня их базовой подготовки. Для этого группы должны состоять из профессионалов в различных сферах бизнеса.

Изначально программы MBA задумывались как элитарное образование для выращивания высшего менеджерского состава. Тем не менее, в ближайшем будущем крупные российские школы неизбежно встанут перед дилеммой: совершить рывок в сторону массовости или же остаться верными идее эксклюзива, естественно, с последующим повышением цены. На данный момент представители по крайней мере трех школ (Высшая школа бизнеса МГУ, «МИРБИС», ВШМБ) заявляют о существовании конкурса в 1,5-2 человека на место.

Анна Петренко отмечает, что сами слушатели предъявляют высокие требования к отбору и однородности групп, так как понимают, что эффект от обучения в значительной мере зависит от обмена опытом между самими студентами и уровня их базовой подготовки.

Таким образом, подводит итог Алексей Ончуков, при всем стремлении к элитарности, «тематическое разнообразие, индивидуализацию обучения можно реализовывать все-таки при достаточно большой численности слушателей».

Заграница нам поможет

Структура преподавательского состава любой школы MBA во многом зависит от рыночной конъюнктуры и существенно влияет на качество предоставляемого образования. Практически в каждой школе преподавателями являются профессора отечественных вузов и приглашенные эксперты-практики. Процентное соотношение между этими двумя группами (если брать ситуацию по России в целом) примерно fifty-fifty. Иностранные преподаватели привлекаются для проведения мастер-классов, как, например в ВАВТ, или в рамках совместных программ («МИРБИС», «Синергия»). Случаев, когда русские профессора приглашаются за границу гораздо меньше, тем не менее, наших можно встретить и в Гарварде, и Вортоне.

В тоже время очевидно, что проблема нехватки квалифицированных преподавателей существует и, по мнению Ольги Андреевой, стоит как никогда остро.

«Некоторых буквально «выносят» из аудитории после проведенных аморфных лекций, когда слушатели не могут сразу же применить знания на практике». Некоторые школы, например «МИРБИС», не ожидая милостей от природы, пытаются найти решение самостоятельно, организовав методологические занятия для преподавателей MBA. В рамках подобных школ проводятся тренинги, происходит обмен опытом, разрабатываются новые технологии.

Хорошо излагает, учитесь

Неудивительно, что язык преподавания в подавляющем большинстве российских школ – русский. Общий уровень владения английским весьма неравномерен, поскольку получать MBA приходят люди разного возраста, статуса и образования.

Ольга Тихонова отмечает, что «в основном у слушателей слабая языковая подготовка, поэтому они неохотно идут на совместные программы». Ольга Андреева, напротив, полагает, что «многие выпускники приходят после лингвистических вузов, с весьма сильной языковой подготовкой». Независимо от начального уровня, пресловутой языковой подготовке, направленной на изучение английской бизнес-лексики, посвящается около четверти всего учебного времени – до 250 часов. Впрочем, воспользоваться полученными знаниями могут только слушатели совместных программ; всем остальным язык если и понадобится, то только за пределами бизнес-школы.

Статистика знает все

До половины всех обучающихся попадают в ту или иную бизнес-школу MBA посредством «наземной связи» - т.е. благодаря рекомендациям знакомых. Как известно, программу МВА большинство менеджеров проходит только один раз в жизни. Поэтому любой выпускник, давая положительную оценку своей Alma mater, не только защищает «честь мундира», но и пытается исключить всякую возможность дискредитации собственного диплома. В ВАВТ, например, учатся уже целые династии, младшие поколения которых приходят получать MBA.

Приходите и вы в одну из российских школ MBA. Особенно если Вам не на кого оставить свою компанию. Если английский язык – не самая сильная Ваша сторона. И если Вам будет отчаянно скучно без соотечественников, даже при наличии полной учебной загрузки в «крутой» западной школе.

Екатерина Штерн

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru