Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Закодированный имидж: если вас встречают по одёжке, значит, это дресс-код


Мария Подцероб
Источник: Ведомости

Внешний вид сотрудников является неотъемлемой составной частью имиджа организации. В крупных компаниях дресс-код чаще всего записан в устав фирмы, а в среднем и малом бизнесе он существует как свод негласных правил,

Внешний вид сотрудников является неотъемлемой составной частью имиджа организации. В крупных компаниях дресс-код чаще всего записан в устав фирмы, а в среднем и малом бизнесе он существует как свод негласных правил, которых должны придерживаться все без исключения сотрудники. Примечательно, что в некоторых компаниях правила эти действуют как непосредственно в офисе, так и вне его - например, на корпоративной вечеринке.

Строгости дресс-кода

Американские вузы известны своим либеральным отношением к внешнему виду студентов. Однако все меняется, как только студент начинает работать. Так, учащиеся стоматологического факультета университета Северной Каролины обязаны придерживаться очень строгого дресс-кода, когда работают в клинике при университете. В уставе клиники записано, что после первого нарушения администрация направляет студенту письмо с предупреждением. Если он переходит дозволенные границы во второй раз, то его временно отлучают от врачебной практики. После третьего нарушения студента больше не пускают в клинику.

Такие же строгие правила существуют во многих западных компаниях. Нарушение дресс-кода расценивается как серьезный проступок, который карается в лучшем случае выговором, в худшем - увольнением.

Когда-то сексуальная революция и движение хиппи привнесли в моду 1960 гг. свободу и раскованность. Но мир бизнеса продолжал придерживаться консервативных традиций. И только в конце XX в., в эпоху высоких технологий, в американском бизнесе наметилась тенденция к упрощению дресс-кода. В офисной одежде стали иногда появляться элементы стиля casual (стиль повседневной одежды). Изменились и ткани, из которых шьют деловые костюмы, - их стали часто изготавливать с примесью синтетики. Однако эти тенденции не приобрели пока устойчивого характера. В целом дресс-код компаний мало изменился.

“Деловой стиль - это простота и элегантность”, - говорит Татьяна Даниленко, преподаватель высшей школы секретарей при Дипломатической академии МИД РФ, специалист по вопросам имиджа и этикета. По словам Татьяны, деловой стиль предполагает закрытую обувь, чулки на ногах даже в самую сильную жару, умеренную длину юбки и, конечно, никого эротизма во внешности. “Нужно одеваться строго, по-деловому и не отвлекать мужчин от работы”, - уточняет она.

Аналогичного мнения придерживаются и американские специалисты.

“Если вы ведете переговоры и все время смотрите на чьи-то голые коленки, вы не сможете сосредоточиться на предмете обсуждения и на идеях, которые носятся в воздухе”, - утверждает Синди Пост Сэннинг, один из директоров института Эмили Пост (Emily Post Institute), учебного заведения, специализирующегося на преподавании этикета. Даже вечерняя одежда, которую сотрудники надевают на корпоративные вечеринки, не должна быть сексуальной. Правда, один американский сайт лукаво советует женщинам наряжаться как можно сексуальнее, если надо понравиться шефу. “Будьте, однако, осторожнее, - предостерегают авторы сайта, - пытайтесь произвести впечатление на начальника, только если он уже пообещал вам до этого солидную прибавку к зарплате за ваши профессиональные успехи”.

Американские эксперты также утверждают, что у каждого сотрудника формируется свой собственный имидж в компании. Неожиданная смена стиля, будь то днем в офисе или вечером на корпоративной вечеринке, может шокировать сослуживцев.

“Этот шок можно сравнить с тем впечатлением, которое производит на вас ваша бывшая учительница 2-го класса, когда вы неожиданно встречаете ее в торговом центре. Вы думаете: “Надо же! У нее тоже есть какая-то жизнь!” - объясняет дизайнер Синтиа Роулей. Синтиа советует никогда не надевать перед встречей в одной компании с коллегами чрезмерно короткие шорты и не разгуливать перед ними в купальниках, даже если офисная вечеринка проходит в помещении с бассейном.

Помешанные на внешности

Зная строгий дресс-код своих компаний, сотрудники американских фирм часто ломают голову над тем, что надеть на корпоративную вечеринку. Особенно трудно выбрать нужную форму одежды летом, когда сотрудники выезжают на пикники или проводят вечеринку в бассейне.

“Я - полная женщина, - говорит о себе сотрудница одной компании Дениз Уоткинс. — Если кто-нибудь (из сотрудников) увидит меня в шортах, то пусть лучше думает, что я была в этот момент под воздействием наркотика”. Даже на летних вечеринках у бассейна Уоткинс не позволяет себе наряжаться в купальник и нырять в воду. “Я - темнокожая и у меня очень пышные волосы. Я никогда не стану нырять при всех”, - утверждает она. Кроме того, она не хочет, чтобы у коллег остался в голове ее образ в купальнике. Она боится, что после этого им будет легко представить ее в нижнем белье.

Специалисты шутят, что этим летом сотрудникам придется перед каждой офисной вечеринкой задавать себе два вопроса.

Первый - можно ли надеть шорты или купальник? Второй - как избежать созерцания сотрудников, которые ответили утвердительно на первый вопрос. Тем, у кого нет желания долго размышлять по поводу формы одежды, специалисты готовы дать один очень полезный совет: на летнюю корпоративную вечеринку лучше всего одеваться в стиле business casual, иначе говоря, в стиле деловом, но немного более свободном, чем тот, что принят днем в офисах.

Пять лет назад, когда Кэйе Уилльямс работала в одной небольшой компании, босс предложил организовать соревнования по бейсболу. Он настаивал на том, чтобы все сотрудники надели шорты, но Уилльямс отказалась. По дороге на соревнования шеф остановил машину у магазина одежды и вынудил непокорную сотрудницу купить шорты. Правда, она выбрала себе самые длинные шорты, которые только продавались в магазине. “Я выполнила его пожелание, - говорит она, - но я отдавала себе отчет в том, что я делаю”.

А Эрни Брод, гендиректор компании по маркетинговым исследованиям рынка Citigate Global Intelligence & Security, рассказывает, что однажды был буквально потрясен внешним видом директора одного из своих офисов, который расхаживал по кабинету в шортах-бермудах, розовой майке и носках до колен. “У него были красивые ноги, и это не выглядело плохо или безобразно. Но я все равно испытал шок”, - вспоминает Брод.

Роберт Дуссет, менеджер другой американской компании, признается, что приходит в брюках даже на встречу у бассейна. “Я притворяюсь, будто у меня потом какое-то важное мероприятие или, например, я должен пойти в церковь”, - рассказывает он. Дуссет не хочет посещать секцию аэробики в финтес-центре компании. Он беспокоится, что, увидев его на следующий день в офисе, коллеги подумают: “А! Это тот самый толстый, потный парень”.

Однако специалисты говорят, что порой сотрудники американских компаний чрезмерно зацикливаются на вопросах своей внешности. Это приводит к появлению многочисленных комплексов. Например, Франк Митчел, бывший сотрудник Университета штата Огайо, ужасно стеснялся своих худых, как спички, ног. В конце концов ему надоело непрестанно об этом думать. “Я принял себя таким, какой я есть, - делится он. - Мы все разные, и наша внешность не имеет никакого значения”. Теперь Франк одинаково положительно воспринимает как худых, так и полных людей, и ему все равно, как они одеты.

Русский стиль

В России понятие дресс-кода появилось сравнительно недавно. Конечно, этикет в одежде всегда соблюдался в дипломатической среде и в высших эшелонах власти. Но к деловому этикету в России стали относиться серьезно сравнительно недавно. По словам Татьяны Даниленко, многие компании до сих пор не владеют нужной информацией в этой области. Специалисты проводят многочисленные тренинги с бизнесменами, прививая им хороший вкус в одежде. Очень редко дресс-код записывается в устав российских фирм, чаще всего он существует как набор негласных правил.

Во многих российских компаниях четыре раза в неделю сотрудники одеваются строго, по-деловому, а в пятницу принят стиль casual Friday.

В конце недели можно прийти в офис в одежде свободного стиля. Ведь после рабочего дня сотрудники отправляются отдыхать. Они могут, например, пойти в кафе или кино”, - говорит Анна Мушегян, менеджер по подбору персонала компании по производству продуктов питания и бытовой химии “Юнилевер СНГ”. Анна добавляет, что большинство сотрудников компании молоды. Они ходят на работу не только в черных и серых костюмах, но также в одежде ярких цветов. Однако всем сотрудникам запрещено приходить на работу с голым животом, пирсингом или татуировкой.

“У человека должна быть самодисциплина”, - говорит Анна, но добавляет, что сотрудники сами все понимают и ходят на работу в подобающем виде. На корпоративные мероприятия одеваются по-разному: на новогодний бал - в вечерние платья, на субботник - в джинсы и свитера. Но и здесь сотрудники во всем соблюдают меру.

В некоторых компаниях отсутствует понятие casual Friday. Иными словами, сотрудники должны пять дней в неделю приходить в офис в строгой деловой одежде, если им предстоят деловые переговоры или встречи. Однако, если в какой-то день недели у менеджера не назначено встреч с клиентами, он может прийти на работу в одежде casual.

“Вольный стиль все равно предполагает какие-то ограничения. Но если в компании высокий уровень корпоративной культуры, то людям не надо указывать, как они должны выглядеть”, - считает HR-директор представительства корпорации Oracle в СНГ Ольга Кныш. Ольга говорит, что ей было бы неловко вводить политику в области дресс-кода. Работники и так понимают, что и когда надо носить.

“Лишь однажды я столкнулась с проблемой такого рода, - говорит она. - Старые сотрудники, которые когда-то трудились в НИИ, не смогли сразу вписаться в корпоративную культуру компании, в которой я тогда работала. Мы пригласили консультантов и провели тренинг”. В вежливой форме сотрудникам объяснили, что от них требуется.

Дресс-код существует и в творческих организациях. Он, конечно, не такой строгий, как в бизнес-структурах, но сотрудники не могут являться на работу в чем попало. “Я не ввожу никаких специальных ограничений, - делится опытом Сергей Александрович, генеральный директор издательского дома "Нефть и капитал", - но однажды пришлось объяснить одной девушке, что прозрачная майка без лифчика годится разве что для пляжа, но никак не для офиса”. Впрочем, Сергей допускает, что журналистка может одеться сексуально, если хочет использовать свое женское обаяние во время интервью, хотя все равно она не должна выглядеть вызывающе.

Менять имидж можно. Но осторожно

Каждый день люди видят друг друга в офисе в деловой одежде. У них формируется определенное представление друг о друге, выстраиваются определенные иерархические отношения и связи между руководством и подчиненными.

“Для того чтобы упростить отношения в компании, снизить межличностные барьеры и сплотить команду, надо хотя бы иногда менять свой имидж”, - утверждает Наталья Федрушкова, директор по работе с клиентами компании “Академия приключений”, которая организует тренинги по командообразованию.

Менять имидж надо осторожно, чтобы не напугать окружающих. Лучше всего организовать корпоративное мероприятие на природе, где все будут одеты в спортивном стиле. Игры, посиделки у костра и свободная форма одежды снимут барьеры между сотрудниками и позволят им узнать друг друга с новой стороны. “Порой люди не могут сразу перестроиться, - рассказывает Наталья, - они приезжают в лес в белых брюках и на высоких каблуках. У нас есть тренеры, которые специально для этих случаев надевают белые брюки и садятся в них прямо на землю. Так они расслабляют закрепощенных сотрудников”.

Психологи тоже соглашаются с тем, что человеку гораздо приятнее чувствовать себя членом команды. Одежда же играет в этом не последнюю роль.

“Многие люди не хотят выделяться, - говорит директор центра бизнес-технологий "Катарсис" Галина Сартан. - Таким образом они снижают свое чувство тревоги. Недаром женщины, собираясь на вечеринку, часто спрашивают: "Что надеть?" Если женщина одета по-другому, чем все, она чувствует дискомфорт”.

Впрочем, отмечает Галина, есть и так называемый тип белых ворон. Это люди, которые всегда стремятся выделиться. Так они показывают свою самостоятельность. Однако руководителям предприятий стоит помнить: если человек одевается не так, как это принято в компании, он может и в работе сделать что-нибудь не так. Скорее всего, он слишком независим и не хочет подчиняться политике компании.

Конечно, никто не требует от сотрудника отказа от своей индивидуальности.

“Акценты во внешности, аксессуары и гамма цветов должны подчеркивать психологические особенности личности”, - объясняет Татьяна Даниленко.

А известный российский дизайнер моды Валентин Юдашкин готов дать несколько советов тем, кто в поисках индивидуального стиля просматривает свой гардероб перед корпоративной вечеринкой.

Следует обратить внимание на различные детали: сумочки, обувь, украшения, блузы, шали, пояса. Строгий деловой костюм, дополненный изысканной бижутерией, блестящими туфлями, вечерней сумочкой, уже смотрится неформально”, - утверждает Юдашкин. Мужчинам следует обратить особое внимание на галстуки и сорочки. “Один и тот же костюм будет смотреться по-разному в зависимости от выбранного галстука или рубашки”, - добавляет дизайнер.

Мария Подцероб (Использованы материалы WSJ.)

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru