Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Из Москвы в регионы за карьерными перспективами


Мария Пикалова
Источник: E-xecutive

Недавно мы приводили данные исследований, свидетельствующие о том, что западные менеджеры стали более мобильны и охотнее соглашаются на работу не только в другом городе, но и в другой стране. В то же время в России

Недавно мы приводили данные исследований, свидетельствующие о том, что западные менеджеры стали более мобильны и охотнее соглашаются на работу не только в другом городе, но и в другой стране.

В то же время в России ситуация несколько иная. Так уж исторически сложилось – в России столица является эпицентром и политической, и деловой, и культурной активности. В Москве происходят основные важные события, решаются общественно-значимые вопросы. Специалисты в один голос говорят об отсутствии рынка труда как такового в России, потому что есть однополярный мир – рынок труда в Москве, и вся остальная страна, характеризуемая только оттоком кадров. Вполне понятно, почему менеджеры стремятся попасть в Москву.

О том же, что карьеру можно сделать, уехав из Москвы в регионы, менеджеры, конечно, знают. Но очень немногие готовы рассматривать подобный вариант всерьез применительно к себе лично. В лучшем случае поездка в регионы рассматривается как краткосрочное явление, как «поездка за длинным рублем» со многими оговорками. Недостатки очевидны – в регионах ниже уровень жизни, ниже зарплаты, нет дома, нет привычного окружения. Так ради чего менеджер должен, преодолевая центростремительную силу, ехать работать в регионы?

Уйти, чтобы вернуться

Преимущества работы в регионах можно условно разделить на две части: прагматическую и романтическую.

Если говорить об осязаемых преимуществах, работа в регионах – это, прежде всего, возможность шагнуть на одну-две ступеньки выше по карьерной лестнице и повысить свою капитализацию на рынке труда. Уехав в регионы на руководящую позицию, менеджер, как правило, по возвращении вполне обоснованно претендует на аналогичную позицию, либо более высокую. «Мне кажется, это уже стало нормой, когда для назначения человека на позицию руководителя в Москве требуется опыт работы далеко за ее пределами», - отмечает Ольга Петрова, партнер Ward Howell International.

Если говорить о некой «добавленной стоимости» подобных «путешествий», работа в регионах – это возможность получить уникальный профессиональный опыт, такой, какой получить в Москве просто невозможно. Другие города, другие люди, новые впечатления – все это позволяет не только повысить уровень профессиональной компетентности, но и получить некий субъективный жизненный опыт, расширить границы собственного восприятия мира и действительности. «В Москве мало работы на производстве, все больше финансы, - рассказывает Денис Солдатенков, финансовый директор ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», входящего в холдинг «РусПромАвто», - а здесь видишь, как создается продукт. Ты понимаешь, что приносишь пользу обществу. В Москве я этого не чувствовал. В Москве экономисты рисуют таблички, не понимая, что стоит за цифрами».

Денис Солдатенков окончил Финансовую Академию при Правительстве РФ. После окончания учебы он получил предложение от руководителя компании, в которой проходил практику, будучи студентом, поработать на одном из недавно приобретенных заводов в Краснодаре. Проработав там год, он вернулся в Москву, чтобы окончить аспирантуру, а параллельно занялся преподаванием. Уже обладая опытом работы на региональном предприятии, он перешел в компанию «РусПромАвто» и в настоящее время работает в Ярославле.

«Первичным было мое собственное желание поехать работать в регионы, - говорит Денис Солдатенков, - Работа «не в Москве» привлекает, прежде всего, возможностью по-настоящему интересной, разнообразной и насыщенной деятельности. И это, кстати, касается не только собственно работы. В первый раз я уехал работать в Краснодар, и мне там очень понравилось. Устраиваясь работать в «РусПромАвто», я изначально планировал попасть на один из заводов. Через 15 месяцев со мной заключили контракт на три года, и я переехал в Ярославль. Когда контракт закончится, я, скорее всего, уеду в другой регион на другой объект. И еще лет пять-семь хочу поколесить по России – она чудесна в каждом регионе, в каждом крае, в каждом городе».

Если говорить о том, что в таких случаях предлагает работодатель сотруднику, соглашающемуся уехать из Москвы, то, как правило, это конкурентоспособная заработная плата, оплата переезда, жилья, транспортных расходов, предусматривающих возможность визитов «на Родину», служебного транспорта, а также соцпакет. Срок, на который заключается контракт, может быть фиксированным или бессрочным.

Отдать себя «в хорошие руки»

Московскому специалисту, который готов поехать на работу в регионы можно порекомендовать в первую очередь обратить внимание на крупные холдинговые структуры, в состав которых входят региональные предприятия, или компании, обладающие разветвленной сетью региональных филиалов. Например, такие как «Норильский Никель», РАО «ЕЭС России», «Русал». Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и другие предприятия, расположенные в регионах, но там, как правило, уровень зарплат существенно ниже. Помимо этого переговоры с таким региональным работодателем могут занять значительный период времени, поскольку участники процесса находятся на большом расстоянии друг от друга.

Как правило, холдинги, центральные офисы которых расположены в Москве, предпочитают направлять на руководящие должности в регионах своих московских специалистов. Это позволяет в какой-то степени минимизировать риск и получить прогнозируемый результат. На ответственный участок работ «десантируют» человека, с которым хорошо знакомы, который успел себя зарекомендовать как ответственный и успешный специалист. Помимо прочего, он является носителем корпоративной культуры и философии, что особенно важно, когда перед компанией в регионах стоят задачи стратегического характера. «Специалистов для работы в регионах со стороны мы привлекаем только тогда, когда не находим таковых внутри компании, - говорит Валерий Потребич, директор департамента кадровой политики НП «Группа «ГУТА», - И в этом случае кандидат должен располагать очень серьезными рекомендациями».

Если говорить о специализации, то чаще всего компании предпочитают направлять на работу в регионы профессионалов в области финансов, маркетинга и продаж.

В каждом отдельном случае составляется индивидуальное предложение, которое зависит от многих факторов: личностных и социальных особенностей кандидата; места, которое он занимает в компании; региона, в который его намерены командировать; специфики работы, которой ему придется заниматься и многого другого. Как правило, сотруднику предлагают позицию выше той, которую он занимает. К должности прилагается соответствующая денежная компенсация. Помимо этого, компания стремиться создать своему сотруднику бытовые условия, адекватные тем, которые он имеет в Москве. По истечении срока командировки менеджер возвращается в центральный офис либо на аналогичную позицию, либо более высокую.

Продолжительность такой «командировки» может составлять от шести месяцев до трех лет. Подобные предложения представляют интерес как для тех сотрудников, которые в обозримом будущем не планируют менять место работы и готовы расти внутри компании, так и для тех, кто предпочитает двигаться по карьерной лестнице «зигзагообразно», то есть переходя из компании в компанию на все более высокие позиции. В любом случае поездка в регионы дает специалисту возможность «вернуться с победой» и претендовать на большее. «Большее» зависит от тех результатов, которых сотруднику удалось достичь.

Стоит упомянуть о том, что в некоторых компаниях существует штат «разъездных» сотрудников, на счету которых не одно и не два подобных «путешествия». Зарекомендовав себя на сложном участке в одном регионе, управленец рискует быть командирован в другой. Иногда подобным образом в регионы уезжают целые команды. Но на тех, кто к такой участи не готов, крест не ставят. «Наша компания исповедует принцип добровольности, - говорит Валерий Потребич, - Если сотрудник поедет работать в регион против своего желания и не справится с поставленными задачами, это будет неприятно и для работника, и для компании. Если сотрудник по каким-либо причинам не заинтересован в подобных командировках, то мы просто не будем ему их предлагать».

Космополиты, нацеленные на карьеру

Полноценных статистических данных о том, кто соглашается уезжать на работу в регионы, нет, но бытует мнение, что наиболее мобильным менеджерским слоем являются молодые мужчины, не обремененные семьей. Хотя едва ли можно свести данный вопрос к социальным показателям. Большинство профессионалов, столкнувшихся с явлением миграции менеджеров, утверждают, что решающую роль здесь играют все-таки личностные характеристики. «Участвовать в региональных проектах едут те, кто прошел конкурсный отбор, кто обладает потенциалом и является носителем знаний и опыта. Несмотря на то, что не всегда предлагаемая зарплата бывает больше, чем, например, в Москве, большинство талантливых людей привлекает уникальная возможноть реализовать свой потенциал и обогатить свой опыт, - говорит Наталия Дорофеева, менеджер по подбору персонала «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» (оператор проекта «Сахалин-2»), главным акционером которой является концерн Shell, - Это, как правило, люди гибкие от природы, космополиты, ориентированные на достижение цели. Они едут туда, где очевидны уникальные возможности для профессионального роста, интересная работа, интересные проекты».

«Все зависит от внутренней направленности, внутренних ценностных ориентиров того человека, который принимает предложение о работе», - отмечает Валерий Потребич.

«Работать в регионы едут люди, для которых приоритетным направлением является карьера, люди, ориентированные на результат», - считает Игорь Ваган, директор по внешним связям и корпоративным коммуникациям ОАО «Мотовилихинские заводы». Игорь Ваган окончил философский факультет Московского Государственного Университета. После МГУ была магистратура факультета прикладной политилогии Государственного Университета Высшая школа экономики . В 2002 году поступил в аспирантуру философского факультета МГУ. В 1997 году победил в конкурсе, который «Никколо М» проводила среди студентов и аспирантов, и в 1998 году пришел работать в эту компанию. Работа в «Никколо М» была связана с частыми командировками, география которых была весьма обширна. После ухода из компании был опыт ведения собственных проектов в области политического и бизнес-PR. Осенью 2002 году Игорь Ваган был приглашен в качестве пресс-секретаря в ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания», а в 2004 году перешел на позицию директора по внешним связям и корпоративным коммуникациям в ОАО «Мотовилихинские заводы».

«Люди, которые едут работать в регионы, как правило, обладают таким качеством как здоровый авантюризм, - говорит Игорь Ваган, - их не пугают трудности. Они любознательны, хотят приобрести некий новый опыт и готовы рисковать. Эти люди стрессоустойчивы и готовы к появлению различных неожиданностей, несостыковок. Со всем этим сложно бороться, когда ты находишься один в незнакомом городе, в окружении людей, с которыми ты первое время плохо знаком. Помимо этого при переезде на работу в другой город существует проблема проведения досуга. Лишенный привычного окружения, кто-то предпочитает засиживаться на работе допоздна, чтобы не проводить вечер в одиночестве, кто-то читает книги, а кто-то пытается расслабиться и компенсировать недостаток общения при помощи алкоголя или обильной пищи. Поэтому стрессоустойчивость очень важна».

Страховка от неожиданностей

На этапе переговоров о переезде в регионы желательно заранее оговорить условия проживания – где предстоит жить сотруднику, и кто оплачивает жилье. Иногда в качестве жилья предоставляется не съемная квартира, а, например, номер в гостинице или пансионате, принадлежащему предприятию. В зависимости от удаленности жилья от места будущей работы, имеет смысл обсудить предоставление служебного транспорта. Это особенно важно на первых порах, когда вы еще не ориентируетесь на месте. Если вам предстоят длительные авиа перелеты, предварительно оговорите класс, которым будете летать. Специалисты в области подбора руководящего персонала также рекомендуют до принятия окончательного решения обсудить с работодателем карьерные перспективы, которые вас ожидают и на месте в регионе, и по возвращении в Москву.

Следует отметить, что транспортные расходы, предусматривающие возможность визитов «на Родину», не всегда приветствуются компаниями. В некоторых случаях работодатель настаивает на том, чтобы специалист переезжал на работу в регион с семьей и покупал квартиру. Это обусловлено, прежде всего, желанием избежать положения «временщика».

Однако стоит смириться с тем фактом, что далеко не все можно предусмотреть заранее. По мнению тех, кто уже неоднократно выезжал на работу в регионы, в течение первых поездок ожидания очень часто расходятся с действительностью. Жизнь в различных регионах отличается и друг от друга, и от московской. Несмотря на то, что общение происходит в подавляющем большинстве случаев на одном и том же русском языке, возможны существенные коммуникационные проблемы. Возможны разнообразные сложности по причине того, что вы «не местный». Или, например, вы можете обнаружить, что на вашем новом рабочем месте нет компьютера, хотя в последнее время такие случаи встречаются редко. Перечислять всевозможные «непредвиденные моменты» можно бесконечно.

Тех, кто едет работать в регионы, можно условно разделить на две категории: одни используют подобные возможности разово, а другие ездят из региона в регион не один год. Но все преследуют одну и ту же цель – ускорить свое движение вверх по карьерной лестнице. «Мобильность определяется внутренней мотивацией человека, - считает Игорь Ваган, - Людей по мировосприятию можно сравнить с «пахарями», привязанными к земле, на которой они работают, и «кочевниками», которые находят удовольствие в смене впечатлений, ландшафта. И «кочевник», и «пахарь» находят прелесть именно в том, образе жизни, которым живут, и не смогут жить жизнью другого».

По мнению профессионалов executive search, интерес региональных компаний к московским менеджерам по-прежнему сохраняется, да и сами менеджеры в последнее время все охотнее соглашаются на переезд. Конечно, работа в регионах не является единственно возможным универсальным средством достижения карьерных высот. Но это хороший шанс. Использовать его или нет – решать только вам.

Мария Пикалова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru