Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Золотая молодёжь: кого выбирают компании?


Елена Емеленко, Лилия Балабан
Источник: The Career Forum

Одной из обнадеживающих тенденций прогрессивного развития экономики можно считать увеличение спроса на студентов и выпускников вузов. Число компаний, причем не только западных, но и российских, имеющих программы набора

Одной из обнадеживающих тенденций прогрессивного развития экономики можно считать увеличение спроса на студентов и выпускников вузов. Число компаний, причем не только западных, но и российских, имеющих программы набора и развития молодых специалистов, каждый год практически удваивается. В то же время увеличивается число студентов, стремящихся найти работу еще во время обучения.

Сегмент так называемых "карьеристов" - студентов, получающих хорошее образование, амбициозных, настроенных на достижение успеха, за год значительно расширился - с 20 до более чем 30%.

Именно эта часть студенчества в первую очередь интересует крупные компании, именно среди них менеджеры по персоналу ищут наиболее перспективные кадры для развития среднего и высшего звеньев управления. В этой связи работодатели придают все большее значение изучению потребностей данной аудитории. Такой подход позволяет выявить наиболее эффективные механизмы для привлечения лучших из лучших.

Компанией GRP-Service было проведено маркетинговое исследование результатов анкетирования участников Форума по карьере "Challenge-2004", ориентированного на студентов и выпускников, уделяющих много внимания своей карьере. Студентам последних курсов и выпускникам последних пяти лет (средний возраст респондентов - 23 года), предлагалось заполнить довольно объемную, на 5 страницах, application form.

Целью и объектом исследования были профессиональные ориентации и ожидания молодых специалистов, занимающихся поиском работы, сформировать "портрет активной молодежи" - выяснить, студенты каких специальностей наиболее часто посещают подобные мероприятия и, как следствие, наиболее активны в поиске работы.

Выборочная совокупность составила 1576 респондентов - молодых специалистов, принявших участие в интернет-опросе. 63,8% из них являются специалистами, 24,8% имеют магистерскую степень, 11,4% - бакалавры. То, что мероприятие было закрытым и предполагало предварительный отбор аудитории, обеспечило дополнительную мотивацию участников.

Оказалось, что больше всего кандидатов было среди студентов и выпускников экономических специальностей, менеджмента и социальных наук (почти 45% всей аудитории), далее идут технические специалисты (12%).

Юристов и IT-специалистов примерно одинаковое количество - по 8%. Таким образом, снова нашел свое подтверждение стереотип - образование в области экономики может быть востребовано в любой отрасли и при любых обстоятельствах, а специализацию молодые карьеристы планируют приобретать уже на конкретном рабочем месте.

Интересно, что практически половина аудитории дополнительно обучается на курсах, получает второе высшее образование и так далее. В качестве дополнительного образования по-прежнему лидирует образование в области экономики, менеджмента (18%), на втором месте — изучение иностранных языков (5%). Далее по степени уменьшения популярности дополнительных специальностей идет юриспруденция (3%), инженерия, технологии (1,5%) и естественные науки (1,2%).

Большинство студентов и выпускников, входящих в сегмент "золотой молодежи", уже имеют опыт работы: около 23% работают от года до двух лет и 28% - около года. Это означает, что в среднем студенты начинают работать уже на втором-третьем курсах. Следовательно, компаниям, которые хотят найти перспективных кандидатов, имеет резон выходить на эту аудиторию, начиная со второго курса.

Для выпускников наиболее привлекательны области маркетинга, финансов, экономики, банковского дела, информационных технологий и юриспруденции. Наименее привлекательными оказались технические специальности в сфере инженерии и промышленности. Эта картина выглядит удручающей для многих, даже крупных мультинациональных компаний, в которых сегодня наиболее актуальными являются именно технические и инженерные позиции. Таким образом, в настоящий момент запросы выпускников пока не совсем соответствуют предложениям работодателей.

Уровень среднего месячного дохода, на который претендуют молодые специалисты, составляет $500-600 - на эту зарплату рассчитывают более 20% кандидатов. При этом минимальная заработная плата, на которую готовы согласиться выпускники при получении очень привлекательного предложения о работе, равняется $300-400. Данные цифры можно объяснить тем, что студенты сегодня активно обмениваются информацией, они знают, что в крупных западных компаниях минимальная зарплата варьируется от $600, и, следовательно, ориентируются на эту сумму. Однако реальное положение вещей показывает, что многие российские и некоторые западные компании платят молодым специалистам гораздо меньше - в общей совокупности средняя заработная плата молодых специалистов колеблется между $400 и 500.

Большинство студентов и выпускников владеют одним или несколькими иностранными языками. Наиболее распространенным является английский язык, уровень знания по которому большинство респондентов оценивает "выше среднего". Вторым по популярности можно назвать немецкий язык.

Какие же компании считаются среди молодежи наиболее привлекательными работодателями? В нашем исследовании ребятам предлагалось, во-первых, выделить из списка в 150 компаний те, которые они считают потенциальными работодателями, и, во-вторых, выписать из этого списка пять наиболее привлекательных компаний. Как выяснилось, до сих пор наиболее привлекательной считается работа в российских сырьевых компаниях, которые проявляют не самую большую активность на рынке молодых специалистов.

Первые три места в списке наиболее привлекательных работодателей заняли компании "Лукойл", "Юкос" и "Газпром". Вслед за ними идут мировые консалтинговые компании - PriceWaterHouseCoopers, Ernst&Young, Deloitte&Touche и McKinsey. Популярными российскими компаниями были названы "Альфа-Банк", "Вимм-Билль-Данн", "Никойл" и "ТНК-ВР".

Примечательно, что довольно востребованными являются автомобильные компании, многие из которых на самом деле либо не имеют представительств в России, либо достаточно пассивно набирают молодежь. Студенты и выпускники продолжают выбирать потенциальных работодателей по степени известности бренда. В этой связи актуальной задачей компаний становится активное позиционирование своего имиджа не только как производителя продуктов или услуги, но и как потенциального работодателя.

По степени известности компаний картина несколько иная: самой известной компанией в среде молодых специалистов является Coca-Cola. Это отметили более 80% опрошенных. Второе место занимает "Юкос", третье - "Лукойл", четвертое - "Газпром", и за мыкает пятерку лидеров немецкий автокон церн BMW.

Если анализировать ценностные предпочтения студенческой элиты, то на первом месте - стремление и возможность для самореализации и только на втором - хорошая и стабильная оплата труда. Также для студентов достаточно важна возможность постоянного обучения на рабочем месте (специальные обучающие программы, тренинги и так далее).

Фактор известности компании на рынке не является определяющим - для молодежи гораздо важнее работать в успешной и развивающейся компании, которая заботится о своих сотрудниках и обеспечивает им социальные льготы. На последнем месте по предпочтениям в работе оказывается фактор отсутствия помех для личной и семейной жизни.

Итак, достаточно четко вырисовывается образ элиты молодых специалистов - это амбициозные молодые люди, стремящиеся работать в сфере менеджмента, экономики, юриспруденции или консалтинга, хорошо владеющие как минимум одним иностранным языком, при этом многие из них обладают вторым или дополнительным образованием. Они уже работают и часто имеют годичный или двухлетний опыт работы, поэтому претендуют на достаточно высокую заработную плату.

Однако наблюдается некоторая инфантильность и стереотипность мышления, что выражается, например, в восприятии перспективных компаний-работодателей.

Ценностные характеристики молодежи сформулированы довольно ясно: зарплата не является лидирующим фактором, а все большую роль играет возможность саморазвития, карьерного роста и постоянного обучения.

Елена Емеленко, Лилия Балабан

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru