Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Перезагрузка знаний, или Для чего менеджерам нужны лекции по биологии


Наталья Ульянова
Источник: Ведомости

В некоторых компаниях сотрудникам предлагают изучать предметы, никак не связанные с их профессиональной деятельностью: маркетологи слушают лекции по биологии, а IT-специалисты знакомятся с антропологией. Работодатели

В некоторых компаниях сотрудникам предлагают изучать предметы, никак не связанные с их профессиональной деятельностью: маркетологи слушают лекции по биологии, а IT-специалисты знакомятся с антропологией. Работодатели пытаются таким образом повысить креативность своих подчиненных.

В парижском офисе производителя инфокоммуникационного оборудования Cisco Systems примерно раз в месяц в середине недели проходят научно-популярные лекции. Круг тем довольно разнообразен.

Например, одна из недавних лекций была посвящена антропологии. На ней приглашенный специалист в этой области поведал свою точку зрения на то, чем человек отличается от животных. Другая касалась футурологии - сценарий развития мира на 100 лет вперед.

Подобное практикуется в уфимской консалтинговой компании “Тау Прогрессор”. Чуть реже, чем в Cisco, - раз в два месяца - один из сотрудников готовит доклад на тему, которая обычно выходит за рамки специализации компании (маркетинг). Например, финансовый анализ или стратегическое планирование в условиях олигопольного рынка. А иногда директор “Тау Прогрессора” Владимир Усов, будучи биологом по образованию, рассказывает сотрудникам, как устроен мир с точки зрения биологии.

Польза от этих, не имеющих на первый взгляд отношения к делу знаний - в развитии творческого потенциала сотрудников. По словам профессора ГУ-ВШЭ Андрея Кузьмичева, подобный метод уже давно применяют японские корпорации. Они намеренно погружают проектные команды в новую среду - географическую (поездка в другой город) или интеллектуальную (могут быть те же лекции по биологии и т. п.). Логика такова, что эта информация в силу своей отвлеченности является для сотрудников своеобразными стрессом, который приводит к изменению модели поведения. И это, по словам Кузьмичева, является хорошим условием для создания инновационных бизнес-решений или продуктов.

Практическую ценность этой теории наглядно демонстрируют те, кто зарабатывает деньги своей креативностью. Прежде всего это рекламные агентства. К примеру, в петербургской креативно-консалтинговой группе Gradi раз в месяц проводятся так называемые “креативные четверги” - собрания, на которых сотрудники делают доклады на произвольные темы.

На одном из последних дизайнер агентства выступил с лекцией о производстве сыров. По словам директора этого агентства Сергея Леликова, криэйторы узнали, что за каждым из сортов стоят свои легенда, география, культура потребления и ценности того или иного народа.

“Все это помогло посмотреть на продукт под другим углом и навело на мысль, что неплохо было бы создать брэнд для специализированного магазина (”сырного бутика“), который не просто продавал бы сыр, как это делают обычные магазины, а избрал бы своей миссией расширить знания петербуржцев об этом древнем продукте и культуре его потребления, используя самую широкую географию по странам-производителям”, - рассказывает Леликов.

Компании, в которых творчество не является профильным направлением, на самом деле преследуют те же цели, что и креативщики. Владимир Усов любит рассказывать своим сотрудникам про “адаптивные стратегии” у растений, с какими механизмами они работают и как с помощью этих ботанических теорий можно понять поведение компании на рынке.

“Мы работаем со сложными системами, которые ведут себя контринтуитивно, т. е. независимо от воли человека, - размышляет Усов. - На примере жизни любого объекта природы можно найти много аналогий с принципами функционирования бизнеса. Адаптивные стратегии растений и компаний - это практически одно и то же”.

Одну из таких аналогий довольно четко обрисовала сотрудница компании Усова, “вынужденная” вникать в тонкости биологии. Консультанту “Тау Прогрессора” Анастасии Лавровой особенно запомнилось правило одного ограничивающего фактора. В природе он действует так: для нормального запуска механизмов развития растения из семечка необходимы тепло, вода, воздух. Если чего-то не хватает, процесс останавливается или идет ровно настолько, насколько хватает ресурса. По мнению Лавровой, аналогичным образом ведет себя и любой бизнес.

“Правило простое, возможно, мы его учили в школе на уроках ботаники, - вспоминает она. - В практическом виде это правило всплыло здесь при работе в нашей компании. Наша задача [как консультантов] как раз и сводится к поиску того единственного ресурса, которого на этот момент не хватает клиенту. Это может быть и харизма руководителя, и качественные бизнес-процессы, и все, что угодно. Как только этот ресурс нашелся, реализация проекта превращается в набор простых и понятных действий”.

А в Cisco Systems на одну из последних лекций по “отвлеченным от бизнеса” наукам пригласили анестезиолога. Присутствовавший на ней консультант Cisco Николай Ермошкин был немало удивлен, узнав, что прорыв в этой сфере за последние 10 лет ничуть не уступает прорыву в области информационных технологий. Ермошкин считает, что подобная информация, выходящая за рамки узкого рынка, очень полезна, несмотря на то что не имеет прямого отношения к каждодневной работе. Особенно для тех, подчеркивает он, кто трудится в интеллектуальной сфере. Ермошкин признается, что уже использовал несколько из услышанных идей в своей книге. “И уж как минимум интересная информация - это всегда хорошая возможность придать разговору новую струю. На деловом ужине, например”, - добавляет он.

Положительное влияние новой информации можно объяснить с помощью психологии. Подсознательную сферу человека, которая по объемам и возможностям, как известно, превосходит сознательную, в повседневной жизни подавляет рациональное мышление.

“Оно находится под управлением разного рода норм, которые блокируют подсознание. Человек, думая о работе, движется в тоннеле, образованном границами норм работодателя, профессии, культуры, ролевыми сценариями и т. д., - поясняет Андрей Ульяновский, руководитель высшей школы маркетинговых коммуникаций РГПУ им. Герцена. - Новая информация позволяет расширить сознание и высвободить подсознательные участки”.

Ермошкин соглашается с этим утверждением, добавляя, что, если человек в течение нескольких лет фокусируется на одной теме, он зашоривается. При этом он полагает, что у российских специалистов есть большое преимущество, образование в российских школах и вузах дает более широкий слой информации, чем это принято на Западе.

Но все равно с годами дополнительные знания забываются, а непосредственная работа поглощает целиком. “Для российских менеджеров, на мой взгляд, большая проблема — бесконечная текучка и излишняя, иногда почти болезненная концентрация на сиюминутной задаче, - говорит Ермошкин. - Они напоминают велосипедиста-гонщика с носом у руля. Это не всегда эффективно - те же велосипедисты тактически нередко стараются выпустить соперника вперед и наблюдать за ним”.

Наталья Ульянова

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru