Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Человеческий фактор: Модели жизни


Марина Мелия
Источник: Ведомости

Вторая статья из цикла “Модели жизни”. Предыдущая была опубликована 27 июля. Жизнь-творчество Пожалуй, у каждого из нас есть представление о том, что такое творческий человек. Как правило, это человек нестандартно

Вторая статья из цикла “Модели жизни”. Предыдущая была опубликована 27 июля.

Жизнь-творчество

Пожалуй, у каждого из нас есть представление о том, что такое творческий человек. Как правило, это человек нестандартно мыслящий, чье поведение часто не вписывается в общие рамки. Таким людям свойственны резкие смены настроений: приподнятый настрой сменяется депрессией и наоборот. Творческая личность в какой-то степени противопоставляет себя окружению, талант позволяет быть не таким, как все.

Модель “жизнь-творчество” чрезвычайно популярна и приближается по привлекательности к модели “жизнь-целедостижение”. Почему? Возможно, и потому, что сегодня творческие профессии - дизайнер, артист, композитор, писатель и т. д. - стали синонимом успеха, эти люди знамениты и богаты.

Однако важно различать действительно творческих людей и тех, кто причисляет себя к таковым.

Творческий человек - создатель, он демиург, для него главное - продукт творчества как реализация его внутреннего импульса, как самовыражение. Сегодня же к творческим людям относят себя все кому не лень: бесталанные артисты, безголосые певцы, производители книжной макулатуры и т. д. Соответственно такому псевдотворческому человеку приходится надевать маску со всеми внешними творческими атрибутами: изображать муки творчества, нестандартно одеваться, позволять себе экстравагантные выходки и т. д. На самом деле творчество - это процесс, который побуждается внутренним состоянием, и без этого внутреннего импульса к созиданию его быть не может. Такие люди будут творить независимо от того, платят ли им гонорары, печатают ли их произведения и т. д. Работа на заказ - написание песен или детективов - не всегда тождественна творческому процессу, хотя может быть адекватно оплачена. Творческий человек как бы предоставлен сам себе и в большей степени зависит лишь от своей собственной инициативы. Помните, у Лермонтова: “В своей душе я создал мир иной и образов иных существованье”.

Но бывает, что у некоторых истинно творческих людей происходит так называемая личностная инфляция. Так, например, известная актриса, народная любимица, создававшая шедевры, а теперь пошлая, распущенная “звезда”. И многие ее прежние поклонники теряются, не могут понять, кто она - творческий человек или нет? Изначально, когда искусство было для нее целью, безусловно, да. А теперь, когда это лишь средство, безусловно, нет.

Как и человек целедостижения, творческий человек чаще всего равнодушен к делам семьи, к общественным, служебным обязанностям. Он непредсказуем, не привязан к месту и ко времени, не может жить по правилам, подчиняться регламенту. Внешний мир, окружение имеют для него небольшое значение, все внимание сосредоточено на внутреннем творческом импульсе и его реализации. Сергей Довлатов на вопрос, как Иосиф Бродский относится к советской власти, отвечал: “Он не точно знал о ее существовании”. Для псевдотворческих людей, напротив, огромное значение имеют внешние проявления - отношение власти, окружение, комфорт, благосостояние и т. п.

Творческий человек может быть очень сложным в общении, но это не столько его вина, сколько его беда. Для него очень важно, реализуется ли внутренне содержание его личности во внешнем мире. Таким людям необходимо, чтобы их музыка звучала, стихи читали, картины выставляли, проекты реализовывали и т. д. Отсюда их повышенная ранимость, чувствительность к успеху и неудаче.

Творческий человек должен занимать в организации адекватную позицию для реализации своего потенциала. Ведь только в случае “совпадения человека и места” можно предъявлять жесткие требования к результату, срокам исполнения и т. д. Если же это базовое условие не соблюдено, любая самая грамотная система управления бесполезна.

Жизнь - трата времени

В такой жизни, по сути, ничего не происходит. К этой категории можно отнести неработающих людей, пенсионеров, жен бизнесменов, а также тех, кто чего-то уже добился, заработал достаточно денег и не знает, что делать дальше.

Людей, которые тратят свою жизнь, можно узнать по фразам “мне скучно”, “чем бы заняться завтра?”. Время кажется бесконечным и неиссякаемым, его так много, что жизнь превращается в его трату. Презентации, премьеры, вернисажи, обеды, сплетни, интриги поглощают время не самых глупых и бесталанных людей.

Яркими представителями этой модели жизни являются некоторые светские персонажи, чьи фотографии не сходят со страниц глянцевых журналов. Например, дочь известных родителей, у которой много денег и которая проводит все свое время в череде мероприятий, имитирующих жизнь. Работа и учеба выбираются с таким расчетом, чтобы можно было обозначить “я - студентка”, “я - аспирантка”, “я - сотрудник банка”. Но никаких эмоций, никакого реального содержания эти утверждения для таких людей не содержат. Иногда им приходит в голову занять какую-либо высокую должность с единственной целью престижного позиционирования себя “в свете”.

Поговорите с ними: “Как, вы не едете в этом сезоне в Куршевель?.. Вас не будет на экономическом форуме в Лондоне?.. Неужели вы пропустите чемпионат Европы в Португалии?.. Открытие фестиваля в Каннах?.. Закрытие летнего сезона на "Веранде у дачи"?..” Причем никакого отношения к кино, экономике, футболу они не имеют. Главное — отблеск мероприятия, известных людей, известных марок, который падает на них и делает их такими же блестящими.

Но в конечном счете все развлечения превращаются в повседневную рутину. “Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть”, - пел Гребенщиков. Такие люди довольно часто становятся клиентами психотерапевтов, однако и походы к врачу превращаются в один из элементов времяпрепровождения. Особенно они любят психоанализ, потому что туда можно ходить годами.

Безусловно, каждый человек тратит время на посещение тех или иных мероприятий - мы все хотим отвлечься от забот, отдохнуть, пообщаться с друзьями, посмотреть матч, сходить на выставку. Но это лишь часть нашей жизни, средство, а не цель. А для “прожигателей жизни” посещение различных мероприятий становится основным ее содержанием. Именно они являются привлекательными мишенями для рекламщиков, потребителями престижной продукции и “прокладывают дорогу” новым маркам, мероприятиям, поднимая их уровень.

Такие люди могут быть эффективны лишь в бизнесе, который ориентирован на обслуживание “времяпрепровождения” (рестораны, бутики, ночные клубы). В этой нише они будут для клиентов своими. Трудно представить другую возможность их эффективного применения.

В следующей статье (10 августа) мы поговорим о “жизни-грезе” и “жизни-роке”.

Марина Мелия

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru