Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Охота на работодателя


Анастасия Волконская
Источник: The Career Forum

Ежедневно многие люди теряют работу, еще большее количество недовольно имеющейся работой, и рано или поздно перед всеми встает нелегкая задача — поиск нового рабочего места. О том, как найти хорошую работу, сегодня

Ежедневно многие люди теряют работу, еще большее количество недовольно имеющейся работой, и рано или поздно перед всеми встает нелегкая задача — поиск нового рабочего места. О том, как найти хорошую работу, сегодня пишут практически все газеты и журналы. Но, несмотря на обилие информации, далеко не все люди умеют грамотно искать работу, не впадая при этом в стресс и панику. О том, как найти и "захватить" лучшие вакансии на московском рынке, рассказывает Алексей Курлов, коммерческий директор компании "Купечество" и автор электронной книги "Охота на работодателя".

CF: Как у вас появилась идея создания книги "Охота на работодателя"?

А.К.: Я получил профильное образование в области управления персоналом, и затем у меня накопился вполне приличный опыт работы в данном направлении. Сначала я работал помощником директора по персоналу на крупнейшем в Зауралье машиностроительном заводе численностью более 13000 человек, затем — помощником директора по персоналу в крупной фармацевтической компании в Москве. Мне приходилось принимать непосредственное участие в подборе и отборе персонала и на протяжении довольно длительного времени наблюдать за тем, как люди устраиваются на работу. Кроме того, мне часто приходилось консультировать людей, как быстро найти работу в Москве. В результате у меня накопился приличный объем информации, и это подтолкнуло меня к идее открыть собственное дело, систематизировать имеющуюся информацию и собрать ее в один источник. Мы начали с выпуска электронной книги и сейчас готовимся издать ее в печатном варианте, немного переработав и дополнив свой материал.

CF: На кого рассчитано ваше издание?

А.К.: Наш диск ориентирован в первую очередь на выпускников вузов, менеджеров, специалистов среднего и низшего звена. Также в некоторых разделах мы даем советы по трудоустройству для топ-менеджеров. По моим наблюдениям, у очень многих людей, даже опытных руководителей, отсутствуют навыки, необходимые для грамотного поиска работы. Они не способны оперативно разрешить критическую ситуацию на работе, уволиться и за месяц найти новую работу. Поэтому чаще всего они предпочитают искать работу, продолжая работать на старом месте. Вести поиск в таких условиях очень сложно, ведь приходится действовать в определенных рамках, установленных работодателем, и поиск превращается в "вялотекущий" процесс. Часто отсутствие опыта активного поиска работы бывает связано с тем, что многих специалистов сначала переманивают в одну компанию, потом в другую, и им самим не приходится принимать активного участия в построении карьеры. К тому же, чем опытнее специалист, тем более высокие требования он предъявляет к потенциальным работодателям, что тоже осложняет процесс поиска. И наше издание является руководством к действию для тех, кто хочет научиться эффективно, грамотно и профессионально искать работу.

CF: Каких именно навыков не хватает сегодняшним соискателям?

А.К.: Многие люди — либо из-за своей компьютерной неграмотности, или по причине того, что никогда этим серьезно не занимались — до сих пор не знакомы с существующими технологиями и продолжают вручную рассылать свои резюме, часами просиживая в интернете и забывая регулярно обновлять информацию. В то время как сегодня существует множество инструментов и программ, в десятки раз облегчающих форматирование резюме и его рассылку на работные сайты и в кадровые агентства. И наша программа, представленная на диске "Охота на работодателя", является хорошим пополнением этого инструментария. Составленное с ее помощью резюме можно выложить на мини-сайт соискателя или разослать его в агентства в формате txt — именно в таком виде агентства хотят получать резюме соискателей. Также все большей популярностью сегодня пользуется видеорезюме. Я знаю много случаев, когда люди с его помощью становились известными на рынке. Я думаю, что за этой технологией будущее, и для специалистов, которые поднялись довольно высоко, она станет очень хорошей имиджевой составляющей. Ведь сегодня за ними стоят отдельные проекты, каждый из которых добавляет им несомненную ценность, — именно из этого складывается образ специалиста, которого начинают перекупать работодатели.

CF: Какие еще преимущества дает программа, представленная на вашем диске?

А.К.: Она может работать как на открытом, так и на закрытом рынке вакансий. Ведь помимо публикуемых в интернете и печатных изданиях вакансий существует множество позиций, которые не озвучиваются работодателями. На них либо ведется очень пассивный поиск, либо руководство только думает об их открытии. По моим наблюдениям, поиск работы на закрытом рынке больше всего актуален для опытных специалистов — это дает им возможность минуя HR-менеджеров выходить на людей, которые занимаются принятием ключевых решений. При работе с открытыми вакансиями наша программа позволяет вносить данные о вакансиях в свою базу данных и одним нажатием кнопки "ОК" рассылать резюме в компании. При этом формулировки желаемых позиций будут разные: например, в одни компании резюме пойдет с формулировкой "менеджер по продажам", в другие — "ассистент менеджера по продажам" и так далее. Если же работа ведется с рынком закрытых вакансий, рассылка идет по базе данных, которую составляет кандидат. Он выбирает компании, в которых ему хотелось бы работать, затем узнает контактные координаты менеджеров, которым можно послать свое резюме и сопроводительное письмо.

CF: Какой этап поиска работы самый ответственный?

А.К.: Подготовительный. Специалист, обладающий хорошей квалификацией, должен постоянно "мониторить" рынок труда, регулярно суммировать свой опыт, обновлять резюме и задумываться над своими карьерными планами. Если вы будете хорошо знакомы с ситуацией на рынке, периодически ездить на собеседования, то поиск работы никогда не введет вас в состояние стресса. У вас будет хорошо отработан навык поиска работы. Следующий важный этап — собеседование. Здесь очень важно быть психологически подготовленным к любой нестандартной ситуации. Например, сегодня многие крупные компании проводят ассесмент-центры, в которых одновременно участвуют сразу несколько кандидатов. Попав на такое тестирование, очень важно не растеряться и держаться уверенно.

CF: Некоторые HR-менеджеры стараются создать на собеседовании неформальную, почти дружескую обстановку. Насколько надо быть открытым в такой ситуации?

А.К.: Быть излишне откровенным — это большая ошибка, и мы об этом много пишем в своей книге. Надо понимать, что менеджер по персоналу находится на работе, перед ним стоит задача просмотреть огромный поток народа, и ему некогда говорить с кандидатами на посторонние темы. Он это может сделать только для того, чтобы выявить в вас какие-то важные ему качества. И чем больше человек поддается этим уловкам, тем больше он теряет успешную позицию, которую сумел занять до этого момента.

CF: Можно ли задавать вопросы работодателю на первом интервью?

А.К.: Задавать вопросы надо обязательно. Люди, которые рассказали о себе и после этого на вопрос "Есть ли у Вас вопросы?" говорят, что им "все понятно", выглядят очень "бледно". На первой встрече не может быть все понятно — так можно сказать только из-за стеснительности или неумения вести беседу. Стоит заранее продумать список вопросов. Очень важно до прихода в компанию узнать, что будет критерием успешности вашей работы, кому вы будете подчиняться и так далее.

CF: Если после прохождения интервью наступает молчание, стоит ли сделать контрольный звонок рекрутеру?

А.К.: В такой ситуации всегда надо проявлять активность. Принятие HR-решений, особенно в крупных компаниях, затягивается на недели и месяцы, и этот процесс нельзя пускать на самотек. После проведения интервью резюме попадает на стол руководителя подразделения, который должен сделать на нем визу, написать отзыв о беседе с человеком и затем передать всю информацию директору по персоналу. А HR-директор может быть очень загружен работой, и ему зачастую не хватает времени довести работу с кандидатом до конца. Поэтому всегда стоит позвонить и узнать, как идет работа по закрытию интересующей вас вакансии. В любом случае, это не должно вызвать негативной реакции.

CF: Сегодня очень много пишут о том, как надо составлять резюме, и тем не менее у соискателей всегда остаются вопросы по этой теме. На какие нюансы надо обращать особое внимание при написании резюме?

А.К.: Одна из самых грубых ошибок, которую часто допускают даже менеджеры высокого уровня, — это неправильная формулировка цели. Например, мне как-то встретилась такая формулировка: "удовлетворение амбиций в западной компании". На самом деле, ее мотив вполне понятен — все стремятся к самореализации и хотят работать в престижной компании. Но это не является целью резюме. Подобные формулировки "размывают" образ кандидата, особенно если учесть, что они очень бросаются в глаза, поскольку находятся в самом начале резюме. Вторая ошибка — объединение в описании цели различных позиций, например: "бренд-менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продукту и специалист по рекламе". Хотя эти дожности и являются смежными, для каждой из них требуется определенный опыт и навыки. И если перед HR-менеджером стоит задача закрыть позицию бренд-менеджера, он будет искать специалиста именно в этом направлении. И от сумбурного перечисления позиций в резюме может сложиться впечатление, что это многопрофильный специалист, не имеющий достаточного опыта в конкретной области. Поэтому если вы посылаете резюме на открытую вакансию, лучше указывать именно ее. Если же это закрытая вакансия, надо либо описывать функции (работа в такой-то сфере, развитие проектов, внедрение информационных систем), либо указывать должности, которые однозначно воспримутся как синонимы (например, директор по общим вопросам, административный директор, исполнительный директор). Также при описании должностных обязанностей следует избегать пространных формулировок и несогласования времен — надо четко описывать функции, использовать глаголы в совершенной форме ("сделал", "усовершенствовал", "достиг" и так далее). Еще одна существенная ошибка — когда в резюме видна очень резкая смена деятельности. Например, когда владелец собственной фирмы ищет работу менеджера по продажам в крупной корпорации. Это, безусловно, выглядит очень странно.

CF: Что делать, если у человека был такой непоследовательный опыт?

А.К.: Выбрать правильную форму представления резюме, уйти от хронологического резюме и сделать функциональное — структурировать информацию по функциям, а не по срокам. Перечислить места работы, численность персонала этих компаний, их сферу деятельности и потом кратко суммировать достижения во всех этих компаниях, чтобы из этого было четко видно, какими знаниями, навыками вы обладаете. Также этот способ можно использовать, если у вас был большой разрыв в стаже. При этом в резюме одной строкой стоит указать причину ухода из компании.

CF: Часто люди при составлении резюме игнорируют такие графы как "личностные характеристики" и "хобби". Сильно ли теряет от этого резюме?

А.К.: Личностные характеристики уже превратились в некие шаблонные формулировки, и HR-специалисты чаще всего их именно так и воспринимают — как шаблоны. Поэтому вы ничего не потеряете, если исключите эти поля. Если же резюме будет содержать много лишней информации, она может даже произвести негативное впечатление. Правда, в некоторых компаниях есть сильная корпоративная культура, и, если ваш любимый вид спорта совпадет с корпоративными пристрастиями, это может стать для вас существенным плюсом. Так или иначе, при заполнении этих полей надо руководствоваться принципом — не навреди себе.

CF: На вашем диске довольно много образцов сопроводительных и благодарственных писем. На-сколько адекватно российские работодатели реагируют на такие "красивые жесты"?

А.К.: Их использование еще не прибрело в нашей стране массового характера, и это является хорошей возможностью благоприятно выделиться на фоне других соискателей. Даже если собеседование прошло не очень удачно, благодарственное письмо может "сгладить" ситуацию. Что касается сопроводительных писем, то если вам удастся грамотно резюмировать свой опыт, вас могут пригласить на собеседование даже без формального просмотра резюме. Мне не один раз удавалось найти работу с помощью сопроводительных писем. Именно так я попал в компанию "Топсервис", которая была моим последним местом работы до открытия собственного бизнеса, на позицию помощника президента. Узнав, что в компании "Топсервис" внедряется новая информационная система, собирается новая команда менеджеров, я решил направить туда письмо директору по персоналу, в котором написал, что мне из таких-то источников известно о происходящих в компании изменениях, и что мне было бы интересно поработать на позиции помощника президента. При этом я не знал, существует ли такая вакансия в компании. Мое письмо сразу же было передано президенту, и выяснилось, что он уже давно думает о помощнике, но до сих по не смог сформулировать, какой именно человек ему нужен. Мое письмо было как знак свыше, и меня практически сразу взяли на работу. И это далеко не единственный пример, когда сопроводительное письмо может усилить эффект обращения. Конечно, чтобы использовать такой метод, человек должен быть состоявшимся специалистом и обладать определенной квалификацией. Хотя с помощью грамотно составленного письма может увеличить свои шансы и выпускник вуза.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru