Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Чужим среди своих


Юлия А. Васильева, Иван Голунов
Источник: Ведомости

Чужим среди своихОказывается российский менеджер, поехавший работать на Украину. Когда российский менеджер едет в Америку, он знает, что должен много улыбаться. Когда американец собирается в Россию, ему объясняют, что

Чужим среди своих
Оказывается российский менеджер, поехавший работать на Украину.

Когда российский менеджер едет в Америку, он знает, что должен много улыбаться. Когда американец собирается в Россию, ему объясняют, что совместное распитие водки — важный коммуникационный стереотип русских. С распадом СССР у России появилось множество новых иностранных соседей. Оказывается, что с бывшими соотечественниками тоже нужно учиться общаться. Правда, проблемы, с которыми сталкиваются здесь российские менеджеры, посерьезнее, чем неумение улыбаться.

Российские менеджеры активно осваивают рынок труда стран СНГ. Чаще всего едут на Украину, отмечают хедхантеры. По словам управляющего партнера Winner Partners Григория Окуня, количество отечественных менеджеров, отправившихся на Украину с помощью его компании, в 2004 г. увеличилась на 15%. Партнер компании RosExpert Игорь Шехтерман говорит, что в их компании эта цифра увеличилось на 10%. “Многие российские компании, открывающие филиалы на Украине, предпочитают видеть в роли руководителей россиян, — говорит Шехтерман. — Да и многие украинские компании, испытывая дефицит менеджеров, приглашают наших управленцев”.

Курица не птица

Представить себе Украину в роли заграницы россиянам по-прежнему трудно. Они не ощущают, что едут в чужую страну, рассказывает Шехтерман. Многие эксперты считают, что это обстоятельство, которое теоретически должно помочь в общении, и создает главную проблему российских менеджеров.

“На Украину я отправился прямо из Стокгольма и ехал туда, как в ссылку. Для жены это вообще был удар, — рассказывает генеральный директор пивоваренной компании "Вена" Петр Чернышев. — Когда спустя два года я узнал, что вновь еду работать в Москву, то купил на Украине дом, чтобы можно было почаще туда возвращаться”. В том, что на Украину они ехали неохотно, признаются многие менеджеры, отправившиеся туда в качестве варягов. Однако точно так же все рассказывают о том, как полюбили страну и ее хозяев. Воспоминания об этом иностранном опыте все начинают с оговорки, что вообще-то все мы — выходцы из одной страны и очень похожи. “Мы со своими украинскими коллегами заканчивали одни и те же советские школы и советские вузы, у нас очень похожий жизненный и профессиональный опыт, поэтому большой разницы я не вижу”, — говорит генеральный директор ОАО “Николаевский глиноземный завод” Юрий Овчинников.

Но есть и другие точки зрения. К примеру, в сети универсамов “Патэрсон” пришли к выводу, что сами украинцы считают русских иностранцами. “Когда "Патэрсон" объявил о выходе на украинский рынок, интерес со стороны СМИ был огромный. Причем нас рассматривали не как российскую компанию, а как иностранных инвесторов. В бизнесе для них существует только два полюса: либо украинская компания, либо зарубежная. Выделения нас как представителей России не было”, — говорит пресс-секретарь компании Ева Прокофьева.

Кроме того, многие украинцы обвиняют российских менеджеров в снобизме. По наблюдениям заместителя финансового директора компании ИФД “Капиталъ” украинки Анны Авдиенко, снобизм провоцируется тем, что россияне приезжают на гигантские по украинским меркам деньги. И слухи о зарплатах российских коллег очень быстро распространяются. Но россияне объясняют это иначе. “Люди пришли из страны, где оперировали большими суммами и решали более серьезные проблемы. Мы не решаем здесь глобальных проблем, но тратим на это столько нервов”, — говорит топ-менеджер крупной российской компании на Украине, попросивший сохранить анонимность.

Причины высокомерного поведения россиян кроются в общественных стереотипах, считают эксперты. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН Владимир Шалак провел на материале российской прессы исследование стереотипных представлений россиян об украинцах. Они оказались не самыми лестными. Украинцев определили как довольно заурядных, грубых, неуступчивых, лживых, расчетливых, домовитых и злых людей. Для сравнения: англичан мы наделили самобытностью, воспитанностью, открытостью и доброжелательностью; немцы — деловиты, решительны, пунктуальны. Однако это же исследование выявило, что наши представления об украинцах скорее неадекватны. И причина этого в том, что мы не понимаем, каковы их истинные интересы и устремления.

Чувство самостийности

“В каждой бывшей республике СССР есть желание почувствовать свою независимость от России, — считает партнер консалтинговой компании ТОРР Сергей Профатилов. — У украинцев сильно развито национальное самосознание. Естественно, это создает специфику во взаимоотношениях”. Крупная фармацевтическая компания, в которой несколько лет назад работал Профатилов, столкнулась c внутренним противостоянием украинского и российского персонала. Многие восприняли в штыки появление россиян в украинском офисе. Компания потратила достаточно много времени на то, чтобы сгладить конфликт. Получилось это благодаря тому, что компания, объясняя появление россиян, упирала на выгодность такого общения, убеждая и аргументированно доказывая.

Кстати, в общении для украинцев большое значение имеет уважительное отношение к их языку. Петр Чернышев рассказывает, что на Украине намеренно просил обращаться на украинском языке, хотя не являлся его большим знатоком. В бытовых ситуациях не все хотят общаться по-русски, причем это делают не из каких-то убеждений, а просто потому, что им так удобно, рассказывает Алина Таран, специалист по медиапланированию агентства The Strategist Media, которая три месяца работала в украинском филиале рекламного агентства FCB MA. “Часто приходится задавать вопросы на русском языке, а получаешь ответ на мове. Если ты что-то не понял, тебе объяснят. Но если люди знают, что ты из России, они стараются общаться даже между собой на русском”, — говорит она.

Большинство проблем, в том числе и коммуникативных, чаще всего со временем исчезает. Пожив на Украине, россияне выясняют, что там мягкая уютная культура, а в общении между коллегами гораздо больше личного. “Если человек хочет наладить с тобой отношения, он зовет не в кафе или кино, а домой. Познакомить с семьей, похвастаться тем, как готовит жена, показать детей — для них это очень важно. После семейного вечера тебя начинают воспринимать как своего”, — вспоминает Алина Таран. Украинцы хотят вместе общаться не только в офисе, но и в выходные. В пятницу по офису рассылаются предложения совместного проведения выходных. Зовут не только в кино и боулинг, но и на дачу или к родственниками в деревню.

Главный секрет

Единственная отрицательная черта, упоминаемая практически всеми российскими менеджерами, — невыполнение обещаний. Как со стороны персонала, так и со стороны партнеров. “Они спокойно, бодро обещают все сделать и так же спокойно не делают. Это достаточно распространенное явление”, — говорит финансовый директор компании “Независимость” Виктория Горецкая, два года проработавшая региональным финдиректором “Вимм-Билль-Данн — Украина”. Анна Авдиенко подтверждает подобную особенность, которая ее тоже раздражает. “Здесь люди очень часто проводят конструктивные встречи, достигают договоренностей, намечают дальнейшие шаги и сроки их исполнения. А дальше ничего не происходит”, — говорит она. Ева Прокофьева объясняет это тем, что украинцы очень осторожно относятся к проектам и начинают относиться к партнерам серьезно, только когда у них есть результат работы. “Украинцы не склонны доверять людям, с которыми не знакомы лично. Для них важно собственное мнение об этом человеке”, — поясняет она.

Эти проблемы легко объяснимы, считают специалисты CORWELL Agency. По заказу сети “Патэрсон” агентство проводило исследование менталитета украинцев. Исследователи отмечают в качестве основной черты национального характера украинцев интровертность — направленность на внутренние проблемы своего социума, а не на решение проблем “космического” масштаба. В интровертных обществах все социальные регуляторы настроены на защиту от внешних раздражителей и лишней информации. Кроме того, Украине свойствен традиционализм. Считается, что в такое общество сложно привнести новшества извне, если потребность в них не назрела внутри социума.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru