Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Ошибки молодости



Источник: Карьера

Выпускник вуза в поисках работы всегда рискует совершить ошибку. О типичных проблемах, возникающих у вчерашних студентов, рассказывают менеджеры по персоналу российских и международных компаний. Первое, что сразу

Выпускник вуза в поисках работы всегда рискует совершить ошибку. О типичных проблемах, возникающих у вчерашних студентов, рассказывают менеджеры по персоналу российских и международных компаний.

Первое, что сразу обращает на себя внимание, - наш человек редко умеет хорошо рассказать о себе: стесняется или, напротив, безудержно хвалится. Неумение подать себя мешает и при составлении резюме, и на собеседовании.

О том, как правильно составить документы для приема на работу, написаны горы литературы. Однако анализ резюме вчерашних выпускников выявляет одни и те же ошибки.

Во-первых, в них отсутствует четкая структура, все свалено в кучу: образование, компьютерные курсы, наличие замужней сестры и так далее.

Во-вторых, те, кто уже имеет опыт работы, нередко просто перечисляют должности, не расшифровывая функции, которые они выполняли. "Иногда случается, что громко заявленная должность коммерческого директора на поверку оказывается аналогом заместителя по административно-хозяйственной части", - отмечает Анна Яворская, менеджер по персоналу авиакомпании "Трансаэро".

В-третьих, вопиющая ошибка - несоответствие резюме действительности.

Расхождение реальных и заявленных умений обычно открывается уже на собеседовании. Некоторые компании проводят собеседование в несколько этапов, причем первичный отбор часто происходит по Интернету. Соискателю предлагают заполнить анкету или пройти он-лайн-тест, иногда на английском языке. Отобранных кандидатов приглашают в офис на очное интервью. Подобные двух- или даже трехступенчатые собеседования приняты, например, в компаниях Unilever, Shell и многих других.

Кто похвалит себя лучше всех

Эксперты, принимавшие участие в опросе о типичных ошибках, совершаемых людьми при выборе работы, указали на целый ряд проблем - от простой невоспитанности (например, опоздание или невыключенный мобильный телефон) до неумения и нежелания ориентироваться на рынке труда. Некоторые упоминали о попытках давить на рекрутеров и работодателей, подкупать их или торговаться с ними на последнем этапе, когда решение о найме уже принято. В целом интервьюеры ценят естественность, раскованность и честность; самореклама и завышенные претензии их отпугивают. "Лучше, чтоб человек не пытался выглядеть старше, опытнее или профессиональнее, - говорит Анна Яворская. - Тогда нам проще найти ему место, вписать в структуру компании, основываясь на его склонностях и желаниях, а не на том образе, который он пытается себе создать".

Слишком высокая самооценка выпускников и связанные с ней чрезмерные зарплатные ожидания, по мнению наших респондентов, - одна из главных проблем молодежи. На нее указали восемь экспертов из десяти (проблему заниженной самооценки отметили трое). Вина за это во многом лежит и на вузах, - считают специалисты. Преподаватели так формируют сознание своих подопечных, что те полагают, будто им должны предложить руководящую позицию, большую зарплату и социальный пакет только за то, что они учились в хорошем вузе. Между тем даже самый лучший выпускник с красным дипломом - это только полуфабрикат, который надо довести до готовности под руководством более опытного специалиста.

В целом требуемые личностные качества варьируются в зависимости от стиля компании и от позиции, на которую вы претендуете. Где-то желательно умение работать в команде, а где-то нужен сильный индивидуалист. Есть позиции, где востребован творческий подход, умение отстоять свою точку зрения перед руководителем. На другой должности больше ценятся исполнительность и аккуратность. Но ответственность и готовность учиться требуются везде.

Знания, умения и навыки

По мнению наших респондентов, английский у большинства студентов находится в зачаточном состоянии. Лучшие знания показывают выпускники языковых вузов, спецшкол и гимназий, хотя и они часто склонны переоценивать степень своего владения языком. Большинство студентов-технарей может только худо-бедно читать и переводить со словарем, разговорным английским они вообще не владеют. "Конечно, иностранный нужен не везде, но без этих знаний человек сильно ограничивает себя в карьере", - уверен Максим Макаров, представитель Deutsche Bank.

Есть выпускники, и их немало, которые вообще не умеют работать с популярными компьютерными программами: просьба составить табличку в Excel повергает их в ступор. "Студенты, которые оканчивают вуз, получают лишь 5-10% необходимых знаний по современным программным продуктам", - считает Роман Мотаев, менеджер по персоналу компании "Спортмастер".

Наши вузы традиционно дают хороший фундамент, но строить что-то на нем выпускник вынужден сам, и ладно бы во время учебы. Да и теорию новоиспеченные специалисты не всегда умеют применять на практике: знают, например, что такое SWOT-анализ, а как его делать, понятия не имеют. Претенденты на должность менеджера по продажам не владеют 1C. Будущие секретари не умеют составлять документы и понятия не имеют о том, что такое делопроизводство. Прикладные компьютерные программы вроде Power Point многим известны лишь по названиям. Вузы неправильно себя ведут, утверждая, что готовят, например, исключительно научных работников, констатируют эксперты. Реальность сегодняшнего дня заключается в том, что в науку идут единицы, а большинство так или иначе устраиваются в коммерческом секторе.

В некоторых компаниях соискатели вакансий проходят тест, оценивающий их аналитические способности. Типовой тест включает математические и логические задачи, задания на понимание текста и интерпретацию данных таблиц и графиков.

Еще один популярный способ проверить профпригодность кандидата - case study: необходимо правильно проанализировать реальную деловую ситуацию. Компании устраивают специальные соревнования для студентов, где выбирают лучших, или предлагают задания на одной из ступеней отбора (в KPMG, например, это надо сделать на английском языке).

Не теряться на рынке

Разумеется, представители крупных компаний предпочитают брать на работу выпускников лучших вузов. Наши респонденты сразу назвали МГУ, МВТУ, МИФИ. МФТИ, ГУУ-ВШЭ, РЭА им. Плеханова, МАИ, РГГУ. Но это не значит, что менее узнаваемая аббревиатура в дипломе сразу перечеркивает шансы на хорошее трудоустройство. Конкурсы, соревнования, программы стажировок в компаниях дают возможность выдвинуться студентам самых разных вузов. Политика некоторых компаний основана на привлечении специалистов из регионов. "Зачастую люди из провинции более целеустремленные, лучше подготовлены к взрослой жизни, среди них много интересных ребят, пассионариев", - говорит Роман Мотаев. Кроме того, москвичи менее мобильны, тогда как современные вакансии часто требуют готовности к перемене мест.

Большинство наших респондентов в числе главных проблем молодых специалистов назвали инертность, пассивность, отсутствие мотивации, желание зацепиться в известной компании - а там как получится. "Многие российские вузы готовят специалистов очень широкого профиля. Такие выпускники толком не представляют себе будущую сферу занятости и ищут свое место методом проб и ошибок, - говорит Наталья Васильева, старший консультант компании e-Graduate. Решить проблему поможет проведение различных профориентационных мероприятий для студентов вузов: организация летних стажировок, конкурсы и тематические семинары, спецкурсы компаний в вузах, конференции. Причем такую работу необходимо вести уже со второго-третьего курса. Проведение подобных мероприятий увеличит прозрачность рынка труда и информированность студентов, поможет сделать выбор места работы осознанным и взвешенным решением".

Такие программы проводят компании "Норильский никель" (проект "Профессиональный старт"), Unilever ("Программа развития молодых специалистов") и др. В Price Waterhouse Coopers разработан учебный курс для студентов и регулярно устраиваются соревнования по решению кейсов, помогающие найти лучших студентов-выпускников. В большинстве крупных современных компаний есть своя учебная база, где помогают ликвидировать разницу между вузовскими знаниями и требованиями практики.

Однако каждый студент в состоянии самостоятельно добрать то, чему его не учат в вузе. А это, прежде всего, названные большинством наших респондентов хорошие манеры, здравая самооценка, навыки общения в целом и делового общения в частности, компьютерная грамотность, правильная речь, понимание специфики рынка труда и твердое желание найти свое место на нем. Некоторые студенты полагают, что лучше не распылять свои силы, пытаясь одновременно учиться и работать, а сосредоточиться на получении качественного образования. Между тем их сокурсники, которые постарались как можно раньше получить реальный опыт работы, гораздо интереснее для компаний, поскольку уже имеют определенные практические навыки.

К услугам студента - курсы и тренинги, центры профориентации, кадровые службы в вузах и рекрутинговые агентства, стажировки и возможности для самообразования. Но, чтобы все это принесло плоды, нужно главное - мотивация.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru