Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Эмоционально значимые плюшки


Валерий Кичкаев
Источник: журнал "Отдел кадров"

Посетив сайт компании «Психология и бизнес on-line», мы прочитали о том, что проводится семинар под названием «Психология успешного менеджера. Эмоциональный интеллект». Далее речь шла о цели семинара, содержании,

Посетив сайт компании «Психология и бизнес on-line», мы прочитали о том, что проводится семинар под названием «Психология успешного менеджера. Эмоциональный интеллект». Далее речь шла о цели семинара, содержании, ведущем, времени и месте проведения. Затем шла следующая информация: «Стоимость 500 руб., включая раздаточный материал, кофе и плюшки». После этого подумалось: у людей, которые написали текст, коэффициент задушевности очень высокий, а, следовательно, они профессионалы в области эмоционального сознания. В гостях у журнала основатель и руководитель компании «Психология и бизнес on-line», ведущий семинара Игорь НИЕСОВ.

«Секреты управления персоналом»: В последнее время тема, посвященная эмоциональному интеллекту, все чаще попадает на страницы деловых изданий. Какова, на ваш взгляд, причина такого внимания?

Игорь Ниесов: Дело в том, что все попытки объяснить успех в бизнесе высоким уровнем формально-логического интеллекта (IQ), который всегда считался показателем «большого ума», оказались несостоятельными. Наши собственные исследования, да и западные тоже, показали отсутствие корреляции между показателем IQ и успешностью руководителя, кроме, пожалуй, самых крайних его значений. Причем как слишком низкий, так и слишком высокий IQ приблизительно одинаково «мешают» управленцам.

Попытки смоделировать лидеров бизнеса и политики привели исследователей к выводу о наличии у них несколько иных качеств, чем IQ, которые позволяют им добиваться успеха. Эти качества и были названы эмоциональным интеллектом, поскольку, в отличие от умения решать логические задачки, напрямую связаны с умением решать задачи эмоционального свойства - как в отношении себя, так и в отношении других людей.

«СУП»: Приходилось слышать мнение, что услуга по оценке EQ востребована, прежде всего, западными компаниями, работающими в России. Отечественный бизнес пока еще не видит выгоды в умении управлять эмоциональным потенциалом.

И.Н.: В российском бизнесе и менеджменте всегда хватало эмоций. И в условиях отсутствия нормального бизнес-образования, лидерами и хорошими руководителями становились именно люди с развитым эмоциональным интеллектом. Те же исследования российских руководителей, о которых я упоминал, показывают, что большинство (до 80 %) российских управленцев имеют такие акцентуации черт характера, как паранойяльность, истероидность, феминность и маниакальность. Так что эмоций всегда хватало. Думается, что сегодня, набрав необходимых знаний по менеджменту и достаточного опыта, отечественный бизнес также обратится в сторону эмоционального потенциала.

«СУП»: Ваше определение эмоционального интеллекта.

И.Н.: Эмоциональный интеллект - это способность человека понимать себя и управлять собой, понимать других и управлять другими для достижения своих целей.

«СУП»: Если IQ помогает человеку устроиться на работу, то EQ - быстрее продвигаться по службе. Вы согласны с подобным утверждением?

И.Н.: Пожалуй, нет. Высокий EQ - это умение правильно выстраивать взаимоотношения, а данное умение зачастую играет решающую роль в самопрезентации, на основании которой, как правило, и делается вывод - принять человека на работу или нет. Согласитесь, что критерий «нравится - не нравится» чаще всего оказывается доминирующим в системе оценки кандидата. Особенно в постсоветских странах.

«СУП»: Какие существуют инструменты для оценки эмоционального интеллекта?

И.Н.: Инструментов достаточно много, но среди них, к сожалению, нет ни одного универсального. К примеру, к инструментам измерения EQ можно отнести некоторые шкалы известных психологических тестов типа опросника Кэттела или MMPI. Среди других вариантов: ассесмент с его ролевыми играми, психобиографические методики, метапрограммные опросники, социометрия. Сегодня в специальной прессе можно встретить много тестов по оценке EQ, однако все они скорее относятся к тестам самооценки, нежели к реальному инструментарию для диагностики других людей. Единственным универсальным инструментом на сегодняшний день все-таки остается интуиция опытного эксперта, вооруженного к тому же перечисленными выше средствами. Причиной того является далеко не факторный характер эмоционального интеллекта, а значит, и невозможность его измерения традиционными, «факторными» методиками.

«СУП»: Дениэл Гоулмен, автор книги «Эмоциональный интеллект», крайне осторожно относится к измерению эмоций. Каково ваше отношение к инструментам измерения?

И.Н.: У меня очень хорошее отношение к инструментам измерения, пока они используются именно как инструменты для получения данных, необходимых для поддержки принятия решения и составления заключений. К сожалению, очень часто данные, получаемые с помощью этих инструментов, путают с окончательными выводами и выдают их за окончательный «диагноз». Этого делать нельзя - это грубая ошибка и абсолютно несистемный подход. Если таким же образом подходить к интерпретации шкал MMPI, то можно было бы сразу отбраковать 80 % успешных руководителей.

«СУП»: Что представляет собой комплекс личностных особенностей успешного руководителя, составляющих эмоциональный интеллект?

И.Н.: Вопрос на целую диссертацию, но постараюсь быть кратким. На микроуровне ключевыми навыками успешных руководителей являются: внимательность, рефлексия, умение различать, или проницательность, решительность и, наконец, внутренняя согласованность, или «осознавание». Все это формирует у лидера умение замечать, быть сенсорно острым, умение понимать, быть открытым и восприимчивым, умение реагировать - щедро, гибко, глубоко и смело, наконец, умение быть с собой в гармонии, во внутреннем балансе. Подобные навыки и умения позволяют руководителю успешно ориентироваться во всем проблемном пространстве менеджмента, быть компетентным в управлении собой, другими, системой и целями. Впрочем, компетентность в управлении системой и целями относятся не к эмоциональному интеллекту, а к системному и стратегическому мышлению, которые хоть и не входят в классический EQ, являются между тем элементами, без которых этот самый EQ таковым и не является.

«СУП»: Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими. Расскажите, пожалуйста, о техниках управлениями эмоциями.

И.Н.: В рамках интервью это сделать невозможно. Могу лишь обозначить направления. Первое - это все, что написано в учебниках и монографиях по психологии эмоций. Попытка объяснить, что такое эмоции, является и первой попыткой ими управлять. Второе направление - это психофизиология, включающая всевозможные техники саморегуляции, аутотренинга или медитации, а также мантры и молитвы, являющиеся, по сути, направленной медитацией.

Все эти техники основаны на взаимосвязи эмоций и физиологии и так или иначе включают в себя выработку определенных психофизиологических «якорей», по другому - условных рефлексов, с помощью которых эмоции и управляются. Этот «якорный» подход можно выделить в отдельное, третье направление.

Четвертое направление базируется на техниках моделирования НЛП. Это так называемый «структурный анализ» эмоций, позволяющий построить метапрограммный и субмодальный профиль различных эмоций и определить «критические» субмодальности и метапрограммы для их изменения в виде вербальных паттернов - «якорей». Наконец, пятым направлением можно назвать «идеологический» подход, подразумевающий коренное изменение мировосприятия в результате принятия той или иной идеологии или веры. Уход в монастырь или принятие в качестве базовых ценностей аксиом НЛП - тоже способ управления эмоциями, только «сверху», с уровня духовности.

«СУП»: Почему, на ваш взгляд, многие люди ограничивают себя всего лишь некоторым диапазоном эмоций?

И.Н.: Во-первых, это следствие нашего опыта и тех ограничений, с которыми мы сталкиваемся с детства. Во-вторых, широта эмоционального диапазона, эмоциональная гибкость - это такие же способности, как гибкость мышц и их подвижность. Эмоции нужно тренировать так же, как память, ум или брюшной пресс, если вы хотите иметь их в соответствующей кондиции.

«СУП»: Вы являетесь специалистом в НЛП. Каким образом НЛП можно использовать для развития эмоционального интеллекта?

И.Н.: На мой взгляд, НЛП - наиболее продвинутый инструмент для развития эмоционального интеллекта, начиная с сенсорной остроты и заканчивая системными моделями. Техники НЛП базируются на базовых навыках EQ, а система обучения НЛП наиболее эффективна для их развития, хотя и не лишена некоторых недостатков. По сути, само НЛП, концептуально базирующееся на фрейдовской модели психики, является языком описания коммуникаций, умелое управление которыми и определяет уровень развития эмоционального интеллекта.

«СУП»: И, пожалуй, самый главный вопрос: на вашем семинаре действительно плюшки предлагают?

И.Н.: Спасибо за хороший вопрос. Наши плюшки больше чем плюшки, хотя они и не плюшки совсем, а сушки. Плюшки они потому, что плюшки эмоционально значимее сушек, а положительные эмоции на наших семинарах - это такой же обязательный элемент, как и высокий эмоциональный интеллект у хорошего руководителя.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru