Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

КОго УЧит КОУЧ


Дмитрий Рыданов
Источник: Элитный персонал

«Чтобы заработать миллион с помощью книги о том, как заработать миллион, существует лишь один способ - нужно ее написать и продать», - считает Кристофер Т. Бакли, популярный американский писатель и журналист. То же

«Чтобы заработать миллион с помощью книги о том, как заработать миллион, существует лишь один способ - нужно ее написать и продать», - считает Кристофер Т. Бакли, популярный американский писатель и журналист. То же самое можно сказать и о коучинге. Чтобы стать настоящим коучем, недостаточно просто пройти обучение, нужно завоевать репутацию и привлечь к себе клиентов. А это намного сложнее, чем получить самый престижный международный диплом.

Научите меня жить!

В мире существует более 500 направлений коучинга. В том числе, так называемый life coaching, то есть обучение жизни (правильный выбор жизненных целей, развитие своих лучших качеств, преодоление страхов и т.п.). Раньше эти задачи решались с помощью психологического консультирования, на сеансах психоанализа, теперь - в процессе индивидуальных тренировок, коучинга.

Разработка принципов коучинга связана с именами Томаса Леонарда, Джона Уитмора и Мерилин Аткинсон. Но кто же все-таки был автором метода? Как считает успешный коуч с многолетним стажем Роман Каплан, большинство специалистов в мире бесспорно признают приоритет Томаса Леонарда. Финансовый аналитик, специалист по бюджетированию и планированию ресурсов (CFP/CPA), Томас Леонард, понял, что не менее важно, чем в бизнесе, планировать ресурсы в жизни - время, деньги, силы, эмоции. Разрабатывая методику подготовки по управлению ресурсами для достижения поставленных целей, Леонард пришел к выводу, что наиболее эффективна индивидуальная подготовка, аналогичная той, которую проходят спортсмены высокого класса, олимпийские чемпионы, перед важными соревнованиями.

Томас стал обучать своих клиентов и оказывать им поддержку в достижении успеха. Подзнее были сформулированы основные принципы коучинга, состоящие из 5 разделов, каждый из которых в свою очередь содержит 15 подразделов.

Коучинг основывается прежде всего на индивидуальном подходе, на умении слушать ученика-партнера (клиента), на способности выстраивать с ним правильную коммуникацию (взаимодействие), на совместном обсуждении и формулировании личных и профессиональных целей клиента (постановка задач коучинга), на консультировании в реальном процессе, а не на разборе теоретических примеров.

Джон Уитмор был автором одной из первых книг по коучингу в бизнесе, а Мерилин Аткинсон, специалист по психотехникам из Канады, параллельно с Томасом Леонардом разрабатывала методики индивидуальных тренингов, после знакомства с Томасом и при его содействии она предложила авторский вариант коучинга с применением методик НЛП и эриксоновского гипноза.

Как можно стать коучем?

Внешне все очень просто - надо изучить эту методику, получить сертификат, выбрать специализацию или создать авторскую программу, набрать клиентов и проводить сессии коучинга, точнее, взаимодействовать и развивать своих клиентов. А еще лучше, создать свою независимую школу, преподавать методику и сертифицировать коучей, благо, направлений в этой области масса.

Существует несколько школ, выдающих собственные сертификаты. Зачастую это интересные, хорошо зарекомендовавшие себя организации, а иногда курсы ведут непонятные люди, выдающие под модной вывеской некий продукт, имеющий мало общего с коучингом с точки зрения авторитетных международных организаций и международных стандартов. Вопрос стандартизации требований к коучингу в России пока не решен.

«Несомненно, сертификация нужна и нужны единые российские стандарты, базирующиеся на международных правилах, чтобы исключить возможность профанации, - убежден Роман Каплан. - Конечно, для клиентов важен конечный результат, а не название или сертификат. Например, меня клиенты ни разу не попросили показать мой диплом, хотя я был одним из первых российских коучей, получивших международный сертификат».

По мнению Андрея Ларькина, менеджера по работе с ключевыми заказчиками Группы компаний «Международный Институт Менеджмента», сертификация может быть нужна в том случае, когда коуч заявляет, что он работает по методике той или иной ассоциации или школы.

В сфере коучинга существуют две основные международные организации: ICF (Международная федерация коучинга) и IAC (Coachwille, Международная ассоциация коучей). Обе в свое время были созданы при участии Томаса Леонарда и имеют право выдавать международные сертификаты. Все школы, готовящие коучей в России, должны обязательно иметь сертификат хотя бы одной из этих международных организаций. Тем более что ICF и IAC признают друг друга и даже обмениваются опытом, хотя каждая считает свою методику наиболее эффективной.

Отличия в процедуре сертификации тоже есть. Например, в ICF кроме прохождения профильного обучения и сертификационной процедуры требуется наработка 800 часов в качестве стажера. Подготовка коуча по международному стандарту с получением профессионального сертификата обойдется примерно в 2000 Евро. Если сертификат как таковой не принципиален, можно пройти обучение практически в любой отечественной школе. «В России сейчас есть несколько интересных школ коучинга, - утверждает Роман Каплан. - Например, школа Дмитрия Димитриева, тренинг-центр Александра Савкина, школа Светланы Чумаковой (представителя ICF в России) или школы Юрия Галаты (эксклюзивное представительство IAC в нашей стране)».

Самый экономичный способ освоения коучинга – самообразование, благо, литературы на эту тему предостаточно.

В коучи – из менеджеров?

В бизнес-коучинг могут прийти люди с достаточно разным предыдущим профессиональным и жизненным опытом. Нередко на эту стезю становятся бизнес-тренеры, консультанты или менеджеры, чаще всего топового уровня. Главное – личность этих людей должна вызывать доверие у их будущих клиентов.

Сейчас считается эффективным применение методик коучинга в менеджменте. Менеджер взаимодействует с подчиненными в процессе работы, стараясь использовать и развивать их наилучшие и наиболее сильные качества. Все это коучинг, хотя наиболее успешные менеджеры использовали эти методики и раньше, зачастую интуитивно.

«Мы давно применяем в нашей компании принципы коучинга, - говорит руководитель отдела развития компании PRISTIS Александр Крутиков. - Все обучение в компании строится по этому принципу. Прежде всего, мы учим умению слушать и слышать клиентов и коллег. На каждого менеджера возлагается задача профессиональной подготовки подчиненных. Все ноу-хау можно передать лишь в практической работе вместе с подчиненным (на своем примере). Данная методика пришла к нам из Прибалтики. Коучингом мы такую работу называем редко, чаще применяем термин «синергетика» или «эффективное взаимодействие в команде», и сертификатов по коучингу у нас нет. Лично я прошел бы курс профессионального коучинга - может, нашел бы в этой методике что-то новое, полезное».

Когда нужен коучинг?

После того, как обучение завершено, тот, кто решил назвать себя коучем, начинает решать массу непростых задач. Едва ли не главная из них – поиск клиентов. Чтобы процесс этот был успешнее, нужно хорошо себе представлять, в каких сферах могут быть востребованы услуги такого рода.

Коучинг может быть использован в разных областях бизнеса и жизни в целом. Формы взаимодействия коуча и клиента тоже могут быть различны: личное общение, телефонное или через интернет. Иногда именно консультации «на расстоянии» наиболее эффективны и удобны заказчику. Для взаимодействия не требуются специализированные учебные классы или лаборатории. Обучение может проходить в офисе, на производстве или на строительном объекте заказчика, а также на нейтральной территории, например, на улице, в кафе, музее и т.п.

Как считает Андрей Ларькин, прежде чем понять, имеет ли смысл использовать коучинг при решении той или иной задачи, надо тщательно проанализировать саму задачу. Иногда разумнее использовать коучинг в сочетании с другими обучающими и консультационными методиками (более традиционными), иногда требуются только организационные методы, например, кадровые перестановки. В ряде задач может помочь только коучинг. Он эффективен при реализации сложных проектов, например, при формировании и интенсивном обучении команды (что называется, без отрыва от производства, в процессе реализации самого проекта).

Все на выборы коуча!

Если понимание необходимости коучинга уже сформировалось, то можно приступать к поискам своего коуча. Российские коучинг-центры, школы, клубы и ассоциации, а также частнопрактикующие специалисты возьмутся помочь вам в этом. Однако никто кроме самого клиента не определит, какого именно результата нужно добиться в процессе взаимодействия с консультантом: овладеть новыми навыками, сформировать команду, успешно организовать или завершить проект? Выбор цели всегда остается за заказчиком.

Еще один немаловажный вопрос - должен ли быть коуч профессионалом в той области, в которой он «консультирует» клиента? Например, должен ли он разбираться в банковском деле, если работает с банкиром?

На этот важный вопрос сами коучи не дают однозначного ответа. Некоторые считают, что коуч решает скорее личностные, а не профессиональные задачи и не обязан быть специалистом в какой-то конкретной области, скорее - «психологом». Другие уверены, что коуч, как и спортивный тренер, должен очень хорошо разбираться в том предмете, в котором он тренирует (или развивает) специалистов.

Андрей Ларькин убежден в последнем. Например, ГК «Международный Институт Менеджмента» имеет серьезный опыт коучинга в области управления проектами. Все специалисты, работающие в этом направлении, имеют также профессиональные сертификаты в области управления проектами.

Роман Каплан считает, что коучи, пришедшие из практического бизнеса, более эффективно решают бизнес-задачи. Коучи с психологической подготовкой успешнее в решении проблем межличностного характера. Клиенты надеются получить в лице коучей и играющих тренеров, нацеленных на конечный результат проекта, и наставников, и профессиональных консультантов. А чего хотят коучи? Хорошо, если они в своей работе руководствуются первым пунктом миссии Международной ассоциации коучей (IAC) - целиком следовать интересам клиентов.

Так что и здесь клиент всегда прав. Выбирая коуча, каждый ищет человека, с которым было бы комфортно взаимодействовать. Замечательно, если у него есть профессиональный сертификат. Еще лучше - международный. Но самое главное, чтобы у будущего наставника были хорошие результаты коучинга в интересующей вас области. Иными словами, если вы хотите добиться результатов в фигурном катании, не имеет смысла приглашать тренера сборной по футболу. И наоборот.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru