error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='1s1f6pda16u2q3f7g8d036ou42', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=4392', ip='18.224.62.238'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4392',showed='1',date=NOW(),ip='18.224.62.238',sess='1s1f6pda16u2q3f7g8d036ou42',url='http://xn--q1aaa256zbab.efimov-partners.ru/publications/?view=4392'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Воровство на рабочем месте | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Воровство на рабочем месте


Оксана Крылова
Источник: Элитный персонал

У нас в офисе постоянно пропадают вещи. Конечно, речь не идет о серьезных ценностях, но оставить без присмотра ручку, блокнот, калькулятор – просто невозможно, через пять минут они исчезают без следа. В лучшем случае,

У нас в офисе постоянно пропадают вещи. Конечно, речь не идет о серьезных ценностях, но оставить без присмотра ручку, блокнот, калькулятор – просто невозможно, через пять минут они исчезают без следа. В лучшем случае, их можно обнаружить на столе у соседа...

Меня такая ситуация очень нервирует, я по десять раз в день проверяю свои личные вещи. Когда ухожу обедать, прячу все в стол и запираю на ключ. Дело не в том, что мне жалко ручек, а в общей обстановке в офисе. Я пробовала жаловаться вышестоящему руководителю, обращалась в службу безопасности – от меня все отмахиваются, говорят, что я переживаю из-за мелочей. Но мне это вовсе не кажется мелочью. Какие существуют способы борьбы с мелким воровством в офисах?
Светлана Андреева, руководитель call-центра.


На письмо читательницы отвечает Олег Ермолаенко, независимый консультант по комплексной безопасности бизнеса.


Воровство или заимствование

Факт: результаты опроса Readers Digest, проведенного в 19 странах Европы, показали, что до 50% опрошенных считают воровство на рабочем месте приемлемым.


Прежде чем начинать бороться с воровством в офисе, нужно определить, как компания классифицирует такие проступки, и кто должен заниматься нарушителями: HR или служба безопасности. Если этот вопрос в ведении последней, то есть стандартные меры по вычислению воришек: установка камер наблюдения, проверки на полиграфе («детекторе лжи»), организация «горячей линии», где каждый может анонимно рассказать о проступках коллег. В некоторых компаниях правила внутреннего распорядка предписывают все личные вещи держать в закрытых ящиках стола. Эта мера, безусловно, действует, но гораздо важнее выявить причины воровства в офисах и устранить их.


Все вокруг колхозное, все вокруг ничье

Факт: ежегодно работники американских компаний такими мелкими проделками, как воровство скотча или скрепок, наносят своим фирмам ущерб до $50 миллионов в год.


Психологи, исследовавшие проблемы мелкого воровства в офисе, пришли к выводу, что большинство людей крадет всякую мелочь у компании, в том случае, когда фирма представляется им безликой. Другими словами, если организация не ассоциируется у них с образом конкретного начальника, то воровать становиться гораздо легче. Есть классический пример, подтверждающий этот факт. Американские психологи попросили продавцов одной крупной компании провести на работе лишний час, заполняя тесты. По окончании каждый мог самостоятельно взять из коробки с мелочью $2 за доставленное беспокойство. В результате оказалось, что почти половина участников эксперимента произвольно увеличили свой гонорар на 10-20 центов. Однако никто из тех, кому было заранее сказано, что деньги принадлежат руководителю, а не компании, ничего лишнего не взял.

Возникает вопрос, почему же люди крадут не только у компании, но и у своих сослуживцев? Причин тому несколько, но самая главная – неблагоприятная атмосфера в коллективе. Если в офисе процветает воровство, значит, люди не чувствуют себя здесь, как дома, не воспринимают коллектив, как постоянный. Кстати, в компаниях, где велика текучка кадров, воровство обычно выше, чем в более стабильных коллективах. Call-центр, как раз, то место, где люди меняются достаточно быстро. Большинство рассматривает эту работу, как стартовую или временную. Еще одна важная причина воровства – неразборчивость при подборе персонала, и как следствие, низкий этический уровень сотрудников.


Как бороться с мелкими воришками?

Стратегия борьбы зависит от причин воровства, при этом необязательно ждать активных действий от высокого начальства, кое-что можно организовать своими силами. Первое, что может сделать линейный руководитель - провести разъяснительную работу, продемонстрировать (в цифрах и фактах), сколько такое невинное воровство стоит отделу и компании в целом. Затем нужно ввести жесткие правила обращения с офисными принадлежностями и личными вещами в пределах отдела, и конкретные меры наказания за нарушение этих правил. Например, выдавать в месяц каждому сотруднику ограниченный набор офисных принадлежностей (скрепки, клей, ручки и т.п.), тем, кому чего-либо не хватит, придется покупать недостающие предметы за свой счет. В этом случае сотрудники будут тщательнее следить за своими вещами и сослуживцами.

Не стоит пренебрегать и мерами наглядной агитации: выпустите листовку, разошлите по внутренней сети сообщение о выявленных фактах воровства. Если они действительно подтвердились, не бойтесь назвать конкретные фамилии – пусть героев знают в лицо. Это очень действенный способ.

Пожалуй, в пределах одного отдела больше ничего сделать не удастся, остальные меры должны проводиться комплексно во всей компании сразу с привлечением специалистов отдела кадров, службы безопасности и психологов.

Во-первых, в тестирование при приеме на работу необходимо включить пункты, выявляющие склонности к воровству, проверять личную историю соискателя. Во-вторых, проводить тренинги, повышающие психологическую устойчивость сотрудников, прививать в компании морально-этические нормы.
Если служащие воруют потому, что есть возможность, а оплата труда недостаточна, то следует сначала ввести жесткий внутренний контроль, а затем пересмотреть компенсационные меры, подумать о дополнительном стимулировании сотрудников. Одним словом, нужно начинать борьбу изнутри, перестраивая взаимоотношения в компании. Иначе серьезных результатов не добьешься.


Как вычислить «группу риска»?

Как показывает практика, гораздо эффективнее выявить неблагонадежных сотрудников еще на подступах к компании или в первые месяцы работы. Но как их вычислить? Психологи называют несколько признаков, по которым любой руководитель может выделить «группу риска».

Как разглядеть потенциальных воришек среди соискателей? Что считать недобрым знаком?


  • Немотивированные переходы с места на места, иногда даже с потерей в заработной плате;
  • Активное нежелание предоставлять рекомендации с предыдущего места работы;
  • Раздражение при попытке задать стандартные вопросы о прошлом месте работы, личной жизни;
  • Неясные места в автобиографии или трудовой книжке;
  • Отсутствие каких-либо стандартных документов (паспорта, трудовой книжки);
  • Заискивающее поведение, желание понравиться любой ценой.


Какие поступки выдают воришек-сотрудников?


  • Частые немотивированные переработки в неурочное время;
  • Забывчивость при внесении в журнал охраны времени прихода-ухода;
  • Склонность скрывать неэффективную работу и явные промахи;
  • Демонстрация критического отношения к коллегам;
  • Необычные для его уровня зарплаты траты;
  • Участие в азартных играх, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
  • Дружба с подозрительными личностями.


Безусловно, все эти меры предосторожности и борьбы принесут результаты, но ожидать, что воровство на рабочих местах будет ликвидировано полностью, все же не стоит.


Точка зрения

Роман Устюжанин, генеральный директор компании «Омега Консалтинг»:
Как специалист в области психологического тестирования, в том числе и с помощью детектора лжи, я могу сказать, что использование полиграфа для выявления сотрудников, склонных к противоправным поступкам, дает хороший результат. Так, по нашим данным, в 90% случаев полиграф позволяет выявить сокрытие судимости при приеме на работу, отсеивает людей склонных к алкоголизму, наркомании, азартным играм.

Кстати, в последние полгода значительно увеличилось число людей с пристрастием к азартным играм. Причем, если раньше это были в основном топ-менеджеры, играющие в казино, то сейчас в группу риска по этому направлению входят рядовые сотрудники, увлекающиеся игровыми автоматами. Эти люди совершают хищения, не задумываясь о последствиях.

Приведу характерный пример из нашей практики. Создавая сеть филиалов, компания решила в одном из них проверить на полиграфе всех сотрудников, а в другом не проверять никого. Через год работы была проведена повторная проверка, которая показала: в первом офисе было совершено всего несколько мелких хищений, во втором - основная масса сотрудников постоянно совершала проступки, в том числе, и крупные кражи денег компании.

По данным российских и американских психологов, только 10% всего взрослого населения страны не станут воровать ни при каких обстоятельствах, 75- 80% - могут совершить кражу, но не пойдут на преступление, зная о строгом контроле.
«Элитный персонал»

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru