Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Тактика мудрого змея, или Пять ловушек для новичка


Елена Юрьева
Источник: Работа и зарплата

Вы открыли наш еженедельник, а значит, рано или поздно найдете работу и вольетесь в новый коллектив. Процесс этот болезненный, особенно для тех, кто устраивается впервые или много лет трудил­ся на одном месте. Те,

Вы открыли наш еженедельник, а значит, рано или поздно найдете работу и вольетесь в новый коллектив. Процесс этот болезненный, особенно для тех, кто устраивается впервые или много лет трудил­ся на одном месте. Те, кто менял место работы, знает, как много зависит от того, как вы себя поставите, как вас примут. Не так уж редки случаи, когда новый сотрудник увольняется через месяц. И причина кроется не в тяжелых условиях труда, а в межличност­ных отношениях в коллективе. Чтобы этого не произошло, давайте рассмотрим ловушки, в которые попадают новички, и применим тактику мудрого змея.

 

В чем же заключается так назы­ваемая тактика мудрого змея? В пра­вильной реакции на расставленные капканы и возможные сложные ситу­ации первых дней работы. Что делает умудрённая опытом рептилия? Избе­гает всех ловушек, попросту пропол­зает стороной. Если же понимает, что к ней проявляют повышенный, опас­ный для жизни интерес, она перево­рачивается на спину и притворяется мертвой. Кому нужен мертвый змей? Никому. Вообще, хитростей у него хоть отбавляй, есть чему поучиться...

 

Самых распространенных лову­шек, расставленных на пути новичка, пять. Их и рассмотрим.

 

ЛОВУШКА № 1затишье перед бурей. Как правило, в первые дни ста­хановских результатов от вас требо­вать не будут. Дадут какое-то время на адаптацию. Но вы не затягивайте этот процесс, включайтесь в работу быстрее. А то не успеете оглянуться — месяц прошел, а воз и ныне там, да и дела у вас настоящего нет. Для нача­ла все-таки стоит как мудрому змею затаиться в засаде и понаблюдать. Сориентируйтесь относительно того, кто есть кто в вашем отделе. Незамыленному глазу сразу видно, кто пользуется авторитетом, кто не в фа­воре, кого слушают, кого нет и так да­лее. Может, с первого раза вам удас­тся вычислить любовницу шефа, если таковая имеется. Вот тут-то надо быть особенно осторожным. Все, что вы скажете или сделаете, тут же узнает шеф, да еще неизвестно, в какой ин­терпретации. А если вы еще к тому же «обаятельная и привлекательная», будьте осторожны вдвойне, и как бы невзначай (все равно о личной жизни вам придется что-то рассказать) за­метьте, что ваш муж (друг) волнуется (или не волнуется, потому что в вас уверен), как вы справляетесь на но­вом месте.

 

Ни в коем случае не общайтесь с близкими по телефону, только «да», «нет», «не знаю», «перезвоню из дома». Не мешайте личное и обще­ственное. Может, вы только оправи­лись от несчастной любви или находитесь в состоянии развода. Вашим сослуживцам знать об этом не следу­ет, хоть у вас и тошно на душе. Пере­ключитесь, окунитесь полностью в работу. Учтите, прямо или косвенно окружающие к вам проявляют инте­рес, даже если внешне игнорируют. Пришел сотрудник из соседнего отде­ла вроде бы по делу. На вас ноль вни­мания и фунт презрения, а через пять минут соседи будут знать, что появил­ся новенький(ая) «очень даже ничего» или «так себе».

 

Лучше постарайтесь сразу полу­чить задание, непосредственно каса­ющееся ваших должностных обязан­ностей. Если что-то непонятно, вежливо и корректно спросите. Но главное, активно включайтесь в про­изводственный процесс. Покажите, что вам интересно и что вы радеете за общее дело. Новая сотрудница в Центре обучения первое время не могла найти себе применения, ее про­сто игнорировали, ничего не объясняя и не поручая. Тогда она изучила весь процесс работы и решила сделать свои предложения. Начальнику все было некогда, и он от новенькой бук­вально отмахивался. И она, как муд­рая змея, предвидя, что рано или по­здно с нее же и спросят, стала чаще «ползать» мимо кабинета вышестоя­щего руководителя—заместителя ге­нерального. Столкнувшись с ней в ко­ридоре якобы случайно, он не мог не спросить, как ей на новом месте. Новенькая в ответ попросила выслу­шать свои предложения, но шеф ска­зал, что сначала по субординации ей следует посоветоваться с непосред­ственным руководителем. Она изло­жила все в письменной форме и, от­давая своему начальнику, скромно заметила, что заместитель генераль­ного просил рассмотреть ее предложения. Непосредственный понял, что к этой новенькой надо относиться внимательнее...

 

ЛОВУШКА № 2— непонятная враждебность окружения. Вы пришли на новое место работы и вам кажет­ся, что все вокруг только шипят и вос­принимают вашу персону в штыки. Впечатление, скорее всего, обманчи­во. Может срабатывать, так сказать, эффект зеркала вашего восприятия окружающих, как в случае с автором знаменитой «Школы злословия» Ше­риданом, которого обвинили в неува­жении к парламенту и обязали извиниться, встав на колени. Английский драматург явился в парламент, ис­полнил требуемое, а когда вставал, воскликнул: «Боже, какая здесь грязь!» Вы, скорее всего, не восклик­нули, а, войдя в помещение, только подумали: «Ну и свинарник!» Мысли тут же отразились на лице. А окружа­ющие почувствовали ваши ощущения и решили: «Какой сноб!» В новом кол­лективе многое происходит на уровне подсознания. Так что не допускайте негатива даже в мыслях! Увидели хмурые лица своих новых сослужив­цев — улыбнитесь. Как известно, «от улыбки станет всем светлей».

 

Возможен другой вариант: вы при­шли на место человека, которого в коллективе любили, и вы (пока!) заме­на очень бледная. Не стоит принимать такое положение дел слишком близко к сердцу: Время покажет, кто луч­ше и расставит все по своим местам. По крайней мере, вы не хуже, вы про­сто другой. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. Не тушуйтесь и «ползите», как мудрый змей, своей дорогой в намеченную сторону. Ме­няют же ведущих, например, в теле­визионной программе «Последний герой», и это не означает, что пере­дача станет хуже. Или вспомните, как Влад Листьев, вводя новые програм­мы, заменил себя — ведущего «Поля чудес» — на Леонида Якубовича. Сна­чала реакция зрителей была далёко не в пользу последнего. А что сейчас?

 

ЛОВУШКА № 3 — бойтесь данай­цев, дары приносящих... Может про­изойти и так, что, наоборот, вы ока­жетесь в центре внимания. Вас вызо­вет начальник и «прояснит» ситуацию в отделе: «Иванов — профессионал высокого класса, но не выносит кри­тики. Петрова любит поболтать, но очень исполнительный сотрудник...»— и так далее. Или в отделе вам расска­жут, что, например, ваш непосред­ственный начальник жесток, но справедлив, а то и зять Самого, а поэтому в работе ничего не смыслит. В любом случае примите к сведению получен­ную информацию, но ни в коем слу­чае не передавайте другой стороне, даже если вас будут об этом очень просить. Не уподобляйтесь змее, которая гремит своим хвостом. Она-то знает, зачем это делает. А особенно бойтесь информаторов, раскрываю­щих в курилке и по большому секрету «только вам» тайны окружения. Они надеются получить сведения и о вас, чтобы передать их дальше по такому же большому секрету всему свету. Не поплатитесь, как в той античной притче, когда странник согрел на сво­ей груди замерзающую змею, а она его затем и ужалила.

 

Над вами также могут взять шеф­ство люди, репутация которых в кол­лективе неоднозначна. Дать вам со­вершенно ненужные советы, типа: «Да что ты обращаешь внимание на за­мечания Нины Ивановны?! Она же здесь никто!» Только через какое-то время вы поймете, что права-то была именно Нина Ивановна! Разберитесь, с кем вам стоит сотрудничать, а с кем только вежливо контактировать, ог­раничив свой лексикон малознача­щими фразами типа «здравствуйте», «большое спасибо», «до свидания». Автору этих строк очень понравилась реакция одного иностранца, который приехал в российское представитель­ство работать и попал под опеку по­добного «товарища». Вынужденно слушая его нелепую болтовню о дру­гих сотрудниках, он только спраши­вал: «Really?» (Действительно?)— и ни слова больше. Его так и прозвали по­том — Рили, хотя его настоящее имя было Эдмонд.

 

ЛОВУШКА № 4—домогательства представителей противоположного пола. Вас могут принять в коллективе не за мудрого змея, а за змия-иску­сителя, особенно, если вы — мужчина, попавший в женскую компанию. Тут уж вопросов личного характера не избежать. Главное — отсортировать просто кокеток от настоящих хищниц. Есть та­кая категория женщин, впрочем, как и мужчин, которые считают, что все люди, принадлежащие к другой половине человечества, от них без ума. В вашем лице они просто не желают иметь исключение, даже несмотря на ваши активные протесты. Вас будут всячески втягивать в свою игру. Не принимайте вроде бы естественные предложения — сходить вместе пообе­дать и так далее. Безусловно, ничего страшного не произойдет, но раз че­ловек имеет подобную репутацию, то разговоры обязательно пойдут. Лучше перестраховаться, нежели потом ус­лышать за своей спиной, что вы от та­кой-то просто без ума.

 

Часто служебного романа и нет как такового, но в коллективе же главное — интрига. Даже сослужив­цы-мужчины предпочитают, чтобы шли разговоры. А чем больше вы отпираетесь, тем явственнее ваша «тайна», как в том бородатом анек­доте про бананы, которых в аптеке никогда не продавали. Когда же их стали назойливо спрашивать, то фармацевты повесили табличку о том, что бананов нет. «Значит, были,» — решил спрашивающий. Если домогательства совсем уж невыно­симы, прикиньтесь, как мудрый змей, мертвым и не реагируйте. В конце концов, от вас отстанут, как от бесперспективного. Случается и наоборот, что новенький начальник броса­ется в работу с места в карьер. Один иностранный руководитель между­народного концерна был наслышан о красоте русских женщин и, поверив сказкам об их доступности, приехал в Россию, увидел свою обворожи­тельную секретаршу (кукла Барби от­дыхает!) и тут же решил поставить точки над «i». Но получил такой дос­тойный отпор, что свои представле­ния о доступности выбросил из голо­вы на всю оставшуюся жизнь.

 

ЛОВУШКА № 5 — критика и при­дирки к вашей персоне. Вы устрои­лись на работу впервые или трудились в коллективе, где были приятные во всех отношениях люди. А тут вы по­стоянно слышите критику в свой ад­рес, сплошной негатив и придирки.

 

Остановитесь, проанализируйте, что вы делаете не так. Понятно, что лю­дей, давно здесь работающих и зна­ющих весь процесс от и до, раздра­жает ваша медлительность, что вы еще путаетесь в документации или в чем-то не разбираетесь так же хоро­шо, как они.

 

Причем, чем бестолковей был старый сотрудник поначалу, тем агрессивнее он относится к новень­кому. Похоже чем-то на дедовщину в армии. Простите великодушно таких людей, они просто забыли, какими были сами, когда только пришли сюда.

 

Может статься, что вы легко попа­ли на новое место работы из-за того, что в этом коллективе не совсем здо­ровая обстановка или начальник-са­модур, с которым трудно сработаться. Тут вам нужно, прежде всего, сориен­тироваться. Вы же применяете такти­ку мудрого змея, а он и с самим чер­том сработаться может, если прило­жит, конечно, определенные усилия. В любом случае, в первое время стоит попытаться подстроиться. Как же вы собираетесь делать успешную карье­ру, если сразу испугались трудностей? Скорее всего, ваш шеф задает такой высокий темп, который другим людям, видимо, не по плечу. Не удержался — падай. Кстати, такую потогонную сис­тему используют и использовали мно­гие великие люди. Среди них програм­мист всех времен и народов Билл Гейтс, медиамагнат Руперт Мердок, сталепромышленник и филантроп Эн­дрю Карнеги, автомобильный магнат Генри Форд. Просто они не могут и не могли работать по-другому: требова­тельны и к окружающим, и к себе. Но не превращайте свою работу в артель «Напрасный труд», если руководитель или компания, куда вы устроились, за­нимаются вещами, не совместимыми с вашими принципами и моралью. «Сматывать удочки», как и предше­ственникам, придется вам.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru