Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Вперед в прошлое, или назад в будущее


Ольга Крестинская
Источник: Элитный персонал

«По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места», - писал Геннадий Шпаликов. Стоит ли придерживаться столь категоричного совета в ситуации, когда вы решаете: вернуться в компанию, из

«По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места», - писал Геннадий Шпаликов. Стоит ли придерживаться столь категоричного совета в ситуации, когда вы решаете: вернуться в компанию, из которой однажды ушли, или нет?

Синдром «заезженной пластинки»

Вероника Ярных, консультант в области управленческого и кадрового развития однажды побывала в шкуре «возвращенца». В конце 90-х она работала HR-координатором в фирме Mary Kay. «В 1998-м я уходила в декрет, и по взаимному соглашению мы с компанией разошлись. Я не планировала возвращаться, но через полтора года мне позвонил генеральный директор и попросил занять прежнее место», - вспоминает Вероника. Что-то внутри екнуло, и она согласилась. «Первое время было ощущение, что я пришла в компанию, которую хорошо знала, но оказалось, что это уже совершенно другая организационная реальность», - продолжает г-жа Ярных. Тем не менее, на каком-то этапе она поняла, что вернулась к «пройденному материалу». Ведь принципиально новых задач на старом месте не бывает. «Для себя я сделала вывод, возвращаться неинтересно, поскольку это профессиональная ловушка, - считает Вероника. – Правда, я допускаю вариант частичного возвращения - в качестве freelancer».

Похожая история случилась и с Мариной Ильченко. Отработав около пяти лет в одной из консалтинговых групп креативным директором, она решила перейти в реальный бизнес. Одним из главных мотивов перемены формата компании стал профессиональный интерес. Но на новом месте у Марины не сложились отношения с коллегами. Между тем руководство бывшей компании попыталось вернуть «беглянку». Лишь с третьей попытки, через полгода, г-жа Ильченко приняла приглашение от экс-работодателя, который посулил ей более выгодные, чем до ухода, условия (увеличение оклада в полтора раза). Правда, счастье было недолгим. Через полгода она вторично покинула «родную» компанию. Ее ожидания в плане креативных проектов не оправдались, да и обещанных материальных благ Марина не получила. «Со мной произошла классическая ситуация, - говорит она. - Первые два месяца мне все были рады, а потом, как снежный ком, стали нарастать новые проблемы и вспоминаться старые. Когда возвращаешься, отдавай себе отчет в том, что не вернешься к исходной ситуации. Это не виртуальная игра, где можно пройти один и тот же уровень несколько раз».

По словам Юлии Забазарных, руководителя департамента «Рекрутмент для рынка инженерных систем и оборудования» «Агентства Контакт», более половины «возвращенцев» вновь задумываются о смене работы. Все дело в том, что люди уходили по каким-то объективным причинам, но их уговорили вернуться, обещав найти решение проблем. На практике в 90% случаев ничего не меняется. «Если у вас был конфликт с работодателем и вы покинули компанию, то, возвратившись через некоторое время обратно, вы снова можете попасть в конфликтную ситуацию. Ведь негативный сценарий отношений сформировался», - говорит Вера Васильева, руководитель Центра психологического консультирования «ВерФь».


Уйти, чтобы остаться…

А вот Сергей Богданов, вице-президент компании Ford Motor Company в России, хотя и уверен, что в одну реку нельзя войти дважды, на своем опыте убедился, что из этого правила бывают исключения. Покинув Ford, через девять месяцев он вернулся обратно и сейчас очень успешен на «старом» месте. «Я уходил из-за давления, - рассказывает Сергей. - Мы испытывали в тот период некоторые финансовые трудности. Работу, которую должны были делать 60 человек, выполняли 40. Два с половиной года я не был в отпуске, накопилась усталость. В итоге стал искать новое место, хотя в глубине души чувствовал, что совершаю ошибку». Сергей перешел в другую организацию на должность директора по продажам с перспективой повышения. Однако по ходу игры условия изменились. Он все больше ощущал, что теряет квалификацию. Когда же г-н Богданов понял, что пора уходить, его опять пригласили в Ford. Сергею повезло, при возвращении он не испытал никаких психологических трудностей. По его словам, на это просто не было времени, пришлось заново «окунуться в работу и плыть дальше». Хотя, как мы уже успели убедиться, вопрос вторичной адаптации не так-то прост.

Сотруднику небольшой российской компании Михаилу Купцову всегда хотелось работать в транснациональной корпорации. Для воплощения своей мечты он приложил немалые усилия - окончил курсы делового английского, получил диплом МВА. И вот долгожданная вакансия логистика в международной курьерской фирме! Первые дни работы на новом месте казались Михаилу сплошным праздником. Но через год это настроение рассеялось начисто. Дело было не только в утрате ощущения собственной значимости, которое г-н Купцов испытывал на предыдущем месте работы. С точки зрения профессионального развития он также оказался в тупике. Поэтому и принял во всех смыслах привлекательное предложение, которое исходило от владельца прежней компании. Оставалось позиционировать себя в новом статусе для бывших боссов. Если бы не общий настрой компании на изменения, то адаптация Михаила была бы практически невозможной – экс-руководители не приняли бы его как равного участника процесса управления компанией.

Move of the knight

Иногда надо сделать шаг назад, чтобы затем - два вперед. Так считает Валерий Бутенко, региональный директор ОАО «Лебедянский». Он оставил фирму из-за смены топ-менеджмента. Возникли разногласия с руководством по вопросу дальнейшей стратегии продвижения продукта. Валерий перешел в компанию «Биогард», где проработал восемь месяцев в качестве коммерческого директора. За это время ему многое удалось сделать для повышения рентабельности компании вплоть до вывода на рынок нового продукта. «И вдруг мне позвонили из «Лебедянского», пригласили на переговоры. Компания готова была двигаться вперед и нуждалась в моих знаниях и опыте. Я вернулся ради собственного профессионального роста» - утверждает г-н Бутенко. Валерий без колебаний принял решение: его ждали единомышленники, а, кроме того, он не должен был никому ничего доказывать, у него уже была заработанная годами репутация.

А для чего вы хотите повернуть время вспять? Разумеется, приятно слышать, когда бывший работодатель просит вас вернуться. Это льстит самолюбию и может быть одним из мотивов возвращения. Порой специалисты идут на этот шаг из-за узости рынка, т.е. в некотором смысле от безысходности. Еще одна распространенная причина «камбэков» – доверительные отношения с бывшим руководителем и с экс-коллегами. Некоторые пытаются вернуться в «безмятежное вчера», когда, как известно, и «солнце светило ярче, и деревья были выше».

Прежде чем возвращаться, взвесьте все «за» и «против». Вспомните, почему вы уходили и что вам мешало развиваться на старом месте. И главное – определите, совпадают ли ваши сегодняшние цели с планами компании? Ответив на эти вопросы, принимайте решение!

Точка зрения
«+» & «-»


Жанна Русецкая, психолог:

- На мой взгляд, если человек возвращается – значит, он не готов к изменениям. В ситуации, когда вас не устраивала система управления компанией или не сложились отношения с коллегами, – возвращаться не стоит. Вы лишь упустите время и значительно пошатнете свою самооценку.

Если вы уволились из-за конфликта с руководством, которое, осознав свою ошибку, призывает вас вернуться, - помиритесь, но не поддавайтесь на уговоры. В противном случае, вы психологически понизите свой статус, как в глазах коллег, так и в собственных. К тому же, покаявшееся начальство не простит вам своего унижения.

Допустим, все было замечательно. Но, проработав некоторое количество лет, вы поняли, что «выросли» из своей должности. Пора идти дальше, а повышение по каким-либо причинам невозможно. Вы перешли на более выгодное место в другую компанию, и вдруг вас приглашают в прежнюю фирму на более высокую позицию. Оцените перспективы на нынешней работе, наверняка вы найдете немало преимуществ. К тому же при возвращении есть опасность разочароваться в том, что вы когда-то оставили. Повторный уход будет еще больнее, а его последствия негативно отразятся на вашем самолюбии и профессиональной репутации.


Евгения Варламова, к.пс.н., начальник отдела оценки персонала Группы East Line:
- При смене работы человек переживает временную эйфорию. В первый момент ему кажется, что он наконец-то избавился от всех проблем, связанных с предыдущим работодателем, и получит ожидаемые выгоды на новом месте. Через несколько месяцев, когда эйфория проходит, сотрудник объективно сравнивает достоинства и недостатки старого и нового места работы. Параллельно с этим процессом нечто подобное может происходить и в голове предыдущего работодателя.

Так, ценность уволившегося специалиста может вырасти до такой степени, что компания будет готова сделать ему новое предложение о работе. Если растущая симпатия взаимна, то за этим может последовать хэппи энд.


Блиц-опрос: Как бы Вы поступили, если бы работник, который однажды ушел из компании, снова захотел вернуться?


Игорь Бочаров, директор ТД «Сибирский Берег»:
- Я не беру людей обратно. Могут быть исключения для исполнительских должностей, но не для руководящих. Если человек ушел, значит, была причина. Практика показывает, что по личной инициативе увольняются те сотрудники, в которых руководители не заинтересованы.


Галина Яичникова, генеральный директор Центра регенерации «Женес»:
- Если инициатива разрыва отношений исходила не от меня, я с удовольствием приму сотрудника обратно. В моей практике был случай, когда я пыталась вернуть специалиста, но мне вежливо отказали. Я не обижаюсь, считаю, что человек должен выбирать то, что для него лучше.


Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК:
- Мое решение будет зависеть от причин и обстоятельств ухода специалиста, а главное - от его настроя, готовности и желания работать именно в нашей компании. Важно осознанное решение человека работать у нас, понимание того, что здесь он сможет наилучшим образом реализоваться, применить свои знания и способности.


Дмитрий Дымский, начальник отдела продаж компании «Иберика-2000»:
- Уходя по собственной инициативе, сотрудник подводит компанию. Даже если он признает свое решение ошибочным, я его назад не возьму. «Возвращенцы» показывают свою несостоятельность, слабость, а мне такие люди в команде не нужны.


Татьяна Каримова, генеральный директор ООО «Воды Боржоми»:
- Для меня уход сотрудника из компании в первую очередь является признаком роста человека, а не фактом предательства. Иногда люди развиваются параллельно в одном направлении, но в разных компаниях. Почему бы не вернуться к совместной работе, если это взаимно интересно для обеих сторон и приемлемо с морально-психологической точки зрения?

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru