Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как правильно уволиться


Ольга Шуган
Источник: Элитный персонал

Очень часто люди боятся говорить о реальных причинах своего ухода из компании. Не секрет, многие увольняются, потому что не сработались с руководством. В такой ситуации человеку трудно быть искренним. Он наверняка

Очень часто люди боятся говорить о реальных причинах своего ухода из компании. Не секрет, многие увольняются, потому что не сработались с руководством. В такой ситуации человеку трудно быть искренним. Он наверняка испытывает давление, боится подставить своих коллег или посеять смуту.

Увольняясь из компании, мы волей-неволей «уносим» с собой и свое мнение о бывшем работодателе. Хорошо, если оно – самое положительное, и мы везде и всюду будем нахваливать фирму, в которой нам посчастливилось работать. Ну а если – нет? Тогда наши нелицеприятные отзывы могут здорово навредить репутации прежнего «кормильца». И для сотрудника, и для компании важно разойтись мирно - без обид и взаимных претензий. Часто для этого достаточно просто поговорить.

Блиц-опрос или задушевная беседа?

В ряде компаний принята такая процедура, как выходное интервью (еxit interview). Обычно его проводят с человеком, который увольняется по собственной инициативе. Со стороны работодателя в нем участвует непосредственный руководитель или специалист службы персонала. Как правило, разговор проходит с глазу на глаз – при таком раскладе сотрудник более откровенен. Тимофей Межерицкий, директор по персоналу компании AGA, убежден, что это мероприятие должно быть максимально неформальным. Поэтому он проводит его за чашкой чая или кофе, в conference-room, а не в кабинете, чтобы на работника не давило «кресло руководителя». Интервью не должно быть и слишком затянуто: в самом деле, тема не из приятных. Оптимальная продолжительность беседы - 20-30 минут, правда, в каждом случае все решается индивидуально.

О чем обычно спрашивает интервьюер:

Очень часто люди боятся говорить о реальных причинах своего ухода из компании. Не секрет, многие увольняются, потому что не сработались с руководством. В такой ситуации человеку трудно быть искренним. Он наверняка испытывает давление, боится подставить своих коллег или посеять смуту. Но эта информация очень важна для компании. Ведь если руководитель не соответствует необходимым требованиям и демотивирует персонал, такую ошибку нужно исправлять как можно быстрее.

Когда в заявлении указана выдуманная или формальная причина увольнения, задача интервьюера – докопаться до истинных «корней» ухода. Конечно, если человек настаивает на том, что покидает фирму по личным причинам, и отбивает все наводящие вопросы, как шарик в пинг-понге, к этой теме не надо возвращаться. Но бывает, что сам сотрудник настроен на разговор «по душам». «Было видно, что увольняющийся очень смущен, - об одном из подобных случаев рассказывает Альфия Кузяшова, директор по персоналу Prado Group. – При этом руководство очень хорошо о нем отзывалось. В анкете сотрудник написал, что уходит по семейным обстоятельствам. А на интервью стало понятно, что причина в другом». Выяснилось, что у человека появились проблемы со здоровьем, но он побоялся обратиться к своему линейному руководителю с просьбой о долгосрочном отпуске, поскольку заранее понимал, что никто его ждать не будет. По результатам интервью и последовавшей беседы с руководством было решено отправить сотрудника в отпуск поправлять свое здоровье. Причем компания приняла участие в материальных затратах на лечение и, конечно же, ждет его обратно. «После этого случая мы сделали вывод, что нужно больше общаться с сотрудниками, - говорит Альфия, - интересоваться не только их профессиональными делами, но и личными, а также обращать более пристальное внимание на график работы, мотивационную политику и т.д.»

Как аукнется, так и откликнется

Если вам на работе некомфортно и это подталкивает вас написать заявление об уходе, не стоит отмалчиваться. Лучше поговорить о вашем состоянии с руководством, но делать это надо тактично и ни в коем случае не в форме шантажа. «Компания не должна поддаваться на вымогательство, - советует Оксана Чехова, менеджер по персоналу московского представительства компании Pfizer, - потому что никто не гарантирует, что через полгода человек не придет опять с теми же требованиями». Предположим, сотрудник приходит к руководству и заявляет: «Меня не устраивает зарплата, я хочу уйти». Начальник выбрать один из трех вариантов поведения. Первый – ответить сотруднику: «Посмотрим, что мы можем для Вас сделать». Второй - сказать: «У нас для Вас ничего нет», а самому, видя, что сотрудник нелоялен, всячески способствовать его уходу из компании. И третий – признать неизбежность расставания: «К сожалению, мы не можем дать Вам другую зарплату, поэтому вынуждены согласиться с Вашим увольнением».

Помните, что в глазах начальства ваше решение об уходе должно быть обоснованным. Ваши объяснения могут быть, например, такими: «Я вел проект и не получил поддержки в важном вопросе», «Когда я работал над заданием, некоторые отделы мне не оказали помощи», «Я не могу выполнить свои обязанности и вынужден искать другое место». Если причиной увольнения оказалась не очень дружелюбная атмосфера в организации, имеет смысл привести конкретные факты. Среди весомых доводов также неудачное распределение служебных обязанностей или низкая зарплата. Когда же сотрудник бросает: «Мне у вас не нравится», то каким бы терпимым и лояльным ни был начальник, это заявление только выведет его из себя. И совершенно справедливо! Увольняясь, нужно быть вести себя конструктивно и постараться сгладить острые углы.

Полезные советы увольняющемуся

  • Если вас что-то не устраивает, поговорите об этом с начальником до того, как вы напишете заявление об уходе.
  • Не покидайте компанию со скандалом – это бросит тень на вас и может отразиться на будущей работе.
  • Не пытайтесь шантажировать руководств. Ни к чему хорошему это не приведет. Особенно, если для вас не держат место в другой компании.
  • Прежде чем писать заявление об уходе, еще раз все хорошо обдумайте.
  • В финальном разговоре с начальником обосновывайте свое решение, сохраняйте самообладание и позитивный настрой.
  • Не перегибайте палку, требуя слишком большую компенсацию.

Уйти нельзя остаться

Казалось бы, человек принял четкое решение об уходе. Тем не менее, случается, что во время выходного интервью его удается переубедить. Пытаясь сформулировать аргументы в пользу своего увольнения, сотрудник зачастую начинает понимать, что они не стоят «выеденного яйца». Подчас ценный специалист уходит только из-за того, что не нашел наставника или собеседника. А ведь так важно, особенно для новичка, просто с кем-то поговорить, обсудить проблемы, отношения в коллективе. В такой ситуации прощальная беседа – своебразная возможность «поплакать в жилетку» и получить дружескую поддержку, после чего само решение может измениться.

Выходное интервью иногда проходит в несколько этапов. «У меня был такой случай, когда я встречалась с человеком трижды, с перерывом в один-два дня, - рассказывает Оксана Чехова, - причем до этого с ним два раза встречался руководитель. Разговор продолжался около двух часов, и у меня сложилось впечатление, что собеседник заколебался. Тем не менее, он ушел: не смог принять непривычный стиль руководства. И все же я считаю, что, если бы сотрудник подождал еще пару месяцев, он вполне мог бы адаптироваться к новой организационной культуре».

Нередко в результате выходного интервью увольняющемуся сотруднику предлагают перейти на другую должность или в другой департамент этой же компании.

И волки сыты, и овцы целы

Разговор на прощанье – процесс взаимовыгодный. Тот, кто его проводит, имеет возможность выявить проблемы, существующие в организации. Ведь если по одной и той же причине компанию покидают несколько человек, - это тревожный симптом, на который стоит обратить внимание. Тот же, кто увольняется, получает последний шанс проанализировать все «за и против», смягчить стресс расставания, а может, и осознать какие-то свои ошибки.

«У нас была очень интересная беседа с девушкой, которая работала на ресепшн, - рассказывает Татьяна Янина, менеджер по персоналу компании «Джамилько». – Напоследок она поделилась своими наблюдениями о коллегах. Ее, например, коробила вызывающая манера поведения сотрудников одного из отделов, в сравнении с которыми люди, занимающие более высокие позиции, себя куда более корректно. Постоянно ощущая пренебрежительное отношение к себе, девушка испытывала чувство обиды и негодования. Мы поделились этой информацией с руководителем отдела, и он понял, что пора всерьез заняться вопросом этики общения своих подчиненных».

Иногда выходное интервью становится катализатором кадровых сдвигов. «Покидая медицинский отдел, сотрудник порекомендовал коллегу, который мог бы занять его должность и дал подробную характеристику своего возможного преемника, - вспоминает Борис Резапов, директор по персоналу компании «Нутриция». - Сейчас этот человек успешно работает у нас. Увольняющийся также высказал мнение о других сотрудниках, и с некоторыми из них мы впоследствии распрощались».

Exit interview также может стать толчком к пересмотру мотивационной политики компании, корпоративных отношений. По словам Тимофея Межерицкого, однажды в представительстве компании AGA таким образом удалось существенно улучшить систему внутренней коммуникации: от сотрудницы, которая увольнялась, руководство узнало о том, как ее коллегам не хватает информации о происходящих и планируемых в компании изменениях.

Выходное интервью позволяет:

увольняющемуся

  • проанализировать ситуацию с разных сторон и еще раз продумать свое решение
  • снять стресс и избавиться от негативного осадка
  • найти себе другое применение в компании
  • начать работать в новой компании с положительным настроем и адекватной мотивацией

работодателю

  • более объективно увидеть картину происходящего в компании
  • уловить перемены настроений в коллективе
  • принять эффективные кадровые решения
  • в некоторых случаях убедить человека остаться

«Прощаясь с людьми, мы благодарим их за работу, которую они сделали, и желаем им удачи, - говорит Татьяна Янина. - Психологически очень важно, чтобы люди уходили с улыбкой». Если вам пришла пора покинуть компанию, каковы бы ни были на то причины, расставайтесь красиво, с достоинством. В любом случае вы приобрели опыт. А это то, чего у вас никто не отнимет.

Как говорил Штирлиц, - всегда запоминается последнее слово. Пусть оно будет добрым!

Не забудьте оставить свой комментарий после прочтения статьи!

  • Сколько Вы проработали в компании?
  • В какой должности начали работу?
  • В какой должности уходите?
  • Что Вы думаете о своей работе в компании?
  • Удавалось ли Вам находить общий язык с коллегами?
  • Назовите три слабые, на Ваш взгляд, стороны компании.
  • Назовите три сильные стороны компании.
  • Почему Вы решили уйти из компании?
  • Что Вы сможете сказать о нашей компании, если Вас спросят представители других фирм?

О чем не стоит спрашивать сотрудника:

 Об обстоятельствах личного характера

 О «компромате» на других сотрудников

 О том, сколько он будет зарабатывать в другой компании

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru