Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Книжные новинки: Игра в закон


Петр Супонев
Источник: Секрет фирмы

Давайте представим, что вы - глава компании X, производящей товар X. И вдруг вы узнаете, что ваш закадычный конкурент, производящий товар Y, обратился в суд, чтобы запретить производство X из-за… далее придумайте сами.

Давайте представим, что вы - глава компании X, производящей товар X. И вдруг вы узнаете, что ваш закадычный конкурент, производящий товар Y, обратился в суд, чтобы запретить производство X из-за… далее придумайте сами. Или посредством властного лобби пытается провести закон, согласно которому продавать на рынке можно только продукцию собственного стандарта Y, и никакого другого. И значит - вы снова вне правового поля.

Или сценарий еще покруче - конкурирующие отрасли пытаются добиться решения о внештатном лицензировании, введении дополнительных налогов, изменении формы работы или чего-нибудь еще в вашей отрасли, причем так, что это ставит жизнеспособность бизнеса под вопрос.

Приведенные примеры - обыденная практика как международного бизнеса, так и молодого российского капитализма.

В борьбе за прибыль в ход идут все средства, в том числе суд, закон, власть. И что же делать, спрашивается, если вы глава несчастной компании X? Автор книги "Установите свои правила, иначе это сделают конкуренты" (изданной ИД "Секрет фирмы") дает совет на все времена,- бороться, перехватывать инициативу и четко выстраивать свою юридическую стратегию.

Пять заповедей
Залогом победы, по словам автора, станут: большая юридическая обоснованность ваших аргументов, публичная легитимность (голос общественности на вашей стороне), стратегическое положение вашей компании (вес и влияние в отрасли), лучшие, чем у конкурента, финансовые возможности и, наконец, доступ к тем, кто принимает решения.

Вроде бы все резонно. Если юридические аргументы бесспорны, сердца налогоплательщиков принадлежат вам, а у конкурента репутация злобного забияки, если вы пользуетесь авторитетом на рынке, крепко стоите на ногах и ваша компания известна в больших кабинетах - значит, у интригующих против компании X конкурентов нет шансов? PR не поможет

Мнения экспертов, как водится, разошлись.

- Давайте разбираться по порядку,- говорит Алексей Цаплин, адвокат юридической фирмы "Ансис и партнеры".- Ведь далеко не все, описанное в книге, актуально для России.

По мнению Цаплина, фактор юридической правоты в России,разумеется, играет главную роль. Правда, с одной оговоркой - если суд ведется честно. Однако в случае юридических проволочек со стороны конкурента, а также судебной коррупции решение может быть принято в пользу "неправой" компании. Достаточно вспомнить сотни дел, в которых рейдеры путем судебных махинаций захватывали недвижимость и активы компаний-жертв, и никакая юридическая правота не спасала.

По словам сотрудника адвокатского бюро "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", пожелавшего остаться неназванным, в случае налоговых претензий со стороны государства юридический фактор тоже является решающим. Как бы удивительно это ни звучало.

- Специализация нашей компании - споры хозяйствующих субъектов с госорганами, в основном из-за несправедливых налоговых или таможенных исков. И несмотря на то, что спорить с государством сложно, 97% наших дел решается в пользу наших клиентов. Безусловно, это происходит ввиду того, что мы строго следим за правомерностью претензий клиентов. И если вы обратите внимание, крупные компании не вылезают из судебных заседаний. Некоторые наши клиенты ведут до пяти судебных дел против госорганов одновременно.

Второй фактор, о котором говорят авторы книги - публичная легитимность, или же известность и популярность вашей компании.

- Думаю, в России фактор публичной легитимности не значит ровно ничего,- говорит Алексей Цаплин.- Заокеанский принцип "Что хорошо Форду, то хорошо Америке" у нас не работает. Общественного лобби, имеющего реальную силу и способного заступиться за вас в суде, особенно если вы маленькая компания, в России нет.

- Действительно, этот фактор вряд ли будет играть роль в суде,- соглашается сотрудник компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".- Разве что в том случае, когда компания имеет национальное значение - "Газпром", к примеру.

Совсем другое дело - репутация юридической компании, отстаивающей интересы клиента. Случалось, что работники суда говорили нам, что положительное решение в пользу нашего клиента было принято во многом потому, что "нас знают и уважают".

То же самое эксперты говорят о таком факторе, как стратегическое положение нарынке. В России это весьма субъективный фактор, и даже известнейшая компания запросто может проиграть в суде небольшому, но активному новичку, серьезно подготовившемуся к юридической баталии.

Не ссорьтесь с государством
Одними из важнейших факторов успеха, по мнению авторов книги, станут достаточные финансовые ресурсы. Они приводят слова одного американского адвоката, защищавшего интересы крупной корпорации.

"Мы выигрываем дела в суде не потому, что тратим на них все деньги наших клиентов, а потому, что заставляем потратить все деньги этого "сукина сына" - нашего конкурента".

- Если суд идет в рамках закона, то наибольшее значение в любом случае имеет фактор юридической правоты,- вроде как успокаивают специалисты "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".- Прямо финансовые возможности компании на решение суда не влияют. Однако, действительно, стоит знать одну американскую пословицу - "Бог защищает всякого, кто может нанять хорошего адвоката". Ваших денег должно быть достаточно, чтобы нанять хороших специалистов.

С ними соглашается Алексей Цаплин из "Ансис и партнеры".

- Представьте, что у вас идет длительная тяжба и у вас неожиданно заканчиваются деньги на юридическую поддержку,- говорит Алексей.- У кого в данной ситуации больше шансов в суде? Так что фактор финансового благополучия очень важен. Кроме того, в России часто предпочитают решать проблемы во "внесудебном" порядке. И выигрывает, увы, тот, у кого денег больше. Им может оказаться ваш конкурент.

Наконец, последний фактор успеха, который называют авторы,- доступ к тем, кто принимает решения. Наверное, он самый важный? Ведь власть и Фемида в России традиционно умели договариваться.

- В российском бизнесе большинство судьбоносных решений принимается в кулуарах власти, и судиться тут - гиблое дело,- говорит Алексей Цаплин.- Сможет ли, интересно, кто-нибудь оспорить в суде законность решения правительства Москвы, отдавшего права на застройку Ходынского поля в Москве компании "Интеко", главой которой является супруга московского мэра? Ведь прозрачность этого вопроса многими ставится под сомнение.

- Давайте помнить: мы живем в России, и тут вопрос родства значит очень много,- говорит Цаплин.- Неслучайно жены, дети и родственники губернаторов, мэров и министров будут неожиданно появляться в руководстве крупнейших корпораций, банков, пароходств и авиакомпаний, а то и становиться их владельцами. На мой взгляд, сегодня бесполезно бороться с государством. Оно всегда окажется правым.

- Тем не менее если дело дошло до суда и позиция компании юридически чиста, то, безусловно, приоритет у нее,- уверены в "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".- Опыт наших клиентов, которые судятся с государственными инстанциями, являющимися той самой властью, доказывает - выиграть у государства можно. Так, в прошлом году, по данным Высшего арбитражного суда, 73% тяжб между налоговой службой и компаниями решались в пользу последних (в том случае, если иск подает компания). Однако здесь речь, подчеркну, только о несправедливых налоговых исках.

Вывод, к которому подталкивает книга "Установите свои правила, иначе это сделают конкуренты",- если вы глава компании X, немедленно обзаводитесь собственными юристами (если вы еще этого не сделали), а заодно и внешними юридическими консультантами. Иначе недобросовестные конкуренты, власти, рейдеры и прочие докажут вам очевидность этого тезиса, но постфактум. Когда будет уже поздно.

Ричард Шелл. Установи свои правила игры, иначе это сделает конкурент

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru