Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Интервью - не превращайте плюсы в минусы!


Светлана Иванова
Источник: Элитный персонал

В последние годы все больше кандидатов ищут работу всерьез и надолго и все больше работодателей стремятся найти сотрудников на многие годы, развивать их и «растить» внутри компании. От того, насколько правильно будет

В последние годы все больше кандидатов ищут работу всерьез и надолго и все больше работодателей стремятся найти сотрудников на многие годы, развивать их и «растить» внутри компании. От того, насколько правильно будет пройдено интервью, зависит, найдут ли кандидат и компания друг друга.

 За свою карьеру мне довелось про­вести около 9000 интервью, при­чем на вакансии и в компании са­мого различного уровня. И самым обид­ным было наблюдать ситуацию, когда действительно хороший кандидат неудач­но проходит это испытание и портит впе­чатление о себе. Особенно ярко это может проявляться при многоступенчатых ин­тервью: во время собеседований с не­сколькими разными людьми и в несколько этапов. И все же неудач и типичных ошибок мож­но и стоит избегать.

Что искажает впечатление? • Сильное волнение. Это состояние вполне понятно, особенно если очень хочется попасть именно в эту компанию. Вспомните, когда вы сдавали особенно важные и сложные экзамены в школе и институте, ваши оценки были луч­ше, чем знания, хуже или точно им соответ­ствовали? Если оценки соответствовали знаниям или превышали их, то волнуйтесь на интер­вью на здоровье. Это значит, что стресс вас мобилизует и вы можете добиться даже большего, чем в спокойном, расслаб­ленном состоянии.

Если же от волнения вы заговаривались, краснели, путали слова и забывали очевид­ное, то вам надо подготовиться к интервью. Во-первых, сказать себе: «Даже в худшем случае я ничего не теряю: просто не приоб­ретаю». Во-вторых, накануне интервью при­нять легкое успокоительное, посоветовав­шись с доктором. В-третьих, вспомнить все свои сильные стороны и успехи: это помога­ет настроиться позитивно. В-четвертых, не репетировать многократно ответы: опытно­му интервьюеру это будет очень заметно. Если вам все-таки не удалось справиться с волнением, думайте о том, что оно может даже польстить интервьюеру: ему будет приятно, что вы так заинтересованы в рабо­те именно в его компании.

• Некомфортный имидж.  Выбранный вами имидж может суще­ственно усилить волнение и дискомфорт во время интервью и, как следствие, привести к неадекватным ответам на вопросы. С чем это связано? Кандидат хочет произвести максимально благоприятное впечатление, подбирает одежду и аксессуары, женщина может менять тип макияжа или укладки. Причина этого - желание соответствовать разным типам имиджа в той или иной сфере, где человек работает сейчас или где хочет работать. А возможно, соискатель одевает­ся «как на парад». В итоге - зажатость, не­удобство. Лучше всего избегать кардиналь­ных перемен в ответственных ситуациях. Вы можете слегка изменить или добавить ка­кие-то детали, например, надеть блузку бо­лее темного цвета или темный галстук, но не надо делать резких движений от привычной свободной формы одежды к суперстрогому офисному костюму или же наоборот.

• Навязывание лишней информации. Это случается довольно часто. Связано, думаю, с тем, что кандидат хочет продемон­стрировать свои навыки коммуникации и презентации во всей красе. В реальности интервьюер получает вместо краткого отве­та из одного-двух предложений, которого он ожидал, длинное повествование. А ведь нет ничего хуже обманутых ожиданий.

Приведу два случая из жизни. В первой си­туации на вопрос: «Что заставляет Вас искать новую работу?» - я получила ответ, который занял сорок пять минут. Интервью шли в жес­тком графике - по часу на каждое, и вы може­те сами представить себе результат. Второй случай был связан с вопросом, тоже очень простым: «Какого рода работу вы сейчас хо­тели бы найти?» Ответ занял около получаса. Я корректно предупредила кандидата, что наше интервью ограничено часом, поэтому прошу его быть более кратким. Следующий ответ занял двадцать пять минут...

 • Рационализации и уходы при ответах на вопросы. Рационализациями обычно называют рассуждения вроде бы и на тему, но не соот­ветствующие заданному вопросу. Напри­мер, в ответ на вопрос о том, какие у канди­дата были достижения, он начинает рассуждать, что достижения бывают разные, человек не может сам себя оценивать и это дол­жны сделать другие, и так далее.

Уход - это подмена одной темы другой. Например, кандидату задан вопрос о при­чинах перемены места работы, а он начина­ет рассуждать о своей будущей карьере. Такие ответы производят неблагоприятное впечатление, создается ощущение неиск­ренности или занудности и демагогии, а ведь и то, и другое - плохо.

• Противоречия при ответах на вопросы.  Противоречия часто возникают, если кан­дидат пытается угадать «правильный» от­вет. Опытный интервьюер такую ситуацию увидит, и ответ обратится в минус: можно сделать вывод, что человек обманывает. Приведу пример: «Бывало ли, что Вы обма­нывали?» Кандидат: «Я никогда не обманы­ваю».- «А если нужно будет обмануть для блага бизнеса, Вы это сделаете?» - «Сде­лаю». - «Так когда Вы обманывали: при от­вете на первый вопрос или на второй?»

• «Я не знаю этот бизнес».  Кандидат отказывается делать предполо­жения и решать «задачки», связанные с не­известным ему бизнесом, ссылаясь на то, что его опыт - в другой сфере. Создается впечатление очень низкой степени обучае­мости и гибкости человека. Очевидно, что для будущего сотрудника эти качества яв­ляются отрицательными.

 • Попытки «подавить» интервьюера. Часто возникают в ситуации, когда канди­дат действительно более опытен в своей сфере, чем человек, который проводит ин­тервью. Например, финансист беседует с директором компании, или опытный марке-толог - с сотрудником отдела персонала. У многих в такой ситуации возникает искуше­ние засыпать собеседника терминами, в об­щем, проявить свое превосходство.

Может быть, вам и удастся произвести впечатление знающего специалиста, но при этом вы почти наверняка создадите о себе негативное впечатление, оставите неприят­ный осадок. Поэтому важное правило - адаптировать сложность своей речи, тер­минологию к уровню собеседника, старать­ся объяснять специальные вопросы как можно более доходчиво. Так вы создадите впечатление человека компетентного и в то же время умеющего хорошо и доступно по­давать сложную информацию.

 Что выглядит неестественно в поведении кандидата на интервью? Слишком много комплиментов. Слишком частое перефразирование слов интервьюера. Слишком частое повторение фразы: «Очень хороший (интересный) вопрос» Сильное преувеличение/ сильное преуменьшение жизненного опыта или достижений. Огромное количество навязываемых документов (сертификатов, свидетельств и т.п.)

• Слишком сильный материальный интерес. Имеется в виду ситуация, в которой все вопросы, задаваемые кандидатом, касают­ся материального вознаграждения и только его. Создается впечатление, что ни содер­жание работы, ни коллектив, ни что-то дру­гое человека не интересует.

 Не стоит до того, как сделано предложе­ние, уточнять большое количество деталей и нюансов материального обеспечения, та­ких как марка и год изготовления машины, клиники, входящие в страховую програм­му, качество обедов... Все это можно и сто­ит обсудить тогда, когда вам уже сделали предложение и идет обсуждение условий работы.

• Попытка получить коммерческую ин­формацию в большом объеме .Даже если вы делаете это без злого умыс­ла, может возникнуть подозрение: уж не зас­ланный ли вы казачок? Удовлетворитесь об­щими вопросами и той информацией, которую предоставляет интервьюер по собствен­ной инициативе. Более конкретные вопросы уместны на этапе предложения о работе.

 • Критика компании или сферы бизне­са в целом. Бывает и такое. Комментарии, думаю, из­лишни...

 • Резкие оценки. Если вы позволяете себе резкость в отзы­вах о своем бывшем шефе, стиле менедж­мента компании, коллегах, то все это мо­ментально проецируется потенциальным работодателем на себя: «И о нас так же бу­дет говорить». Давайте корректные оценки, избегайте черных тонов.

Что производит положительное впечатление? Информированность о компании, о сфере бизнеса.Когда вы идете на интервью, посмотрите сайт компании, если вы что-то о ней можете прочитать, сделайте это. Во-первых, вы бо­лее легко сможете ориентироваться в ситу­ации и понимать, чего от вас ожидают. Во-вторых, интервьюер увидит подготовленно­го и заинтересованного кандидата, что, ко­нечно, всегда в плюс.

 Часто интервьюер хочет проявить вежли­вость и гостеприимство. Он может предло­жить чай или кофе, представить свою ком­панию, дать свою визитку. Естественно, что приятна позитивная ответная реакция. По­этому не отказывайтесь от кофе, участвуй­те в обмене визитками, не стесняйтесь: все­гда лучше быть равноправным партнером, чем просителем. ·

Точные ответы на вопросы. Свидетельствуют о структурности и чет­кости мышления, косвенно - об искреннос­ти кандидата.

• Грамотная речь, логика рассуждений. Показывает общий уровень развития, а также является профессионально значи­мым навыком для многих видов деятель­ности: продажи, маркетинг, PR, деятель­ность, связанная с необходимостью объяс­нять что-либо.

• Умение быстро ориентироваться в си­туации. Сберегает время (большинство деловых людей очень это ценят), а также свидетель­ствует о хорошей обучаемости, что всегда важно при вхождении в новый бизнес и при изучении новой продукции, системы работы.

 • Приход вовремя. Говорит о пунктуальности, о чувстве вре­мени и об уважении к человеку, с которым назначены переговоры.

• Невербальное поведение. Очень важно говорить в темпе, удобном интервьюеру, то есть примерно таком же. Предпочтительны открытые позы и свобод­ная, но не чрезмерная жестикуляция. Основной залог успеха - быть самим со­бой. Важно показать свои приоритеты, важ­но правильно понять ситуацию, компанию и ее культуру. Основная задача - узнать друг друга как можно лучше и создать о себе пра­вильное, а не искаженное впечатление.

                       Светлана ИВАНОВА, директор по персоналу компании Johnson&Johnson

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru