Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Воспитать лидера в бизнес-школе


Юлия БЕЛОВИЦКАЯ
Источник: Элитный персонал

Выпускники бизнес-школ, ставшие известными предпринимателями, безусловно, являются украшением и гордостью своей alma mater. И их пример заставляет задуматься, любой ли может стать лидером, окончив программу МВА? Об этом рассуждают участники нашего круглого стола.

Лидером рождаются
Коллектив всегда нуждался и нуждается в лидере, который бы бесстрашно встречал любые перемены и умел предвидеть их последствия. В современном мире именно харизматичные менеджеры, занимающие ключевые позиции в компаниях, способны обеспечить конкурентные преимущества и успешность протекания основных производственных процессов.
Но кто они - лидеры бизнеса и чем отличаются от обычных руководителей? "Авторитет руководителя выстраивается на умении подчинять и организовывать, а авторитет лидера - на способности влиять. Последователи идут за ним неформально, ценя его личные качества, способности инновационно мыслить, воспринимать и генерировать новое" - считает Владимир Фальцман, руководитель Российско-немецкой высшей школы управления АНХ. С ним соглашается Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ: "Лидер обязательно должен быть креативен и предприимчив, обладать талантом интегратора, сплачивающего людей, очаровывать окружающих новыми идеями, вести за собой, знать свой бизнес и обладать большим трудолюбием".
Эксперты утверждают, что аудитория слушателей программ МВА во многом состоит из явных или потенциальных лидеров: неамбициозные люди вряд ли будут вкладывать большие деньги в развитие собственной карьеры. Однако не стоит впадать в эйфорию, ведь способностью к предпринимательству обладает не более 6-10% людей. Юрий Тазов, директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ: "Бытует мнение, что выпускники школ бизнеса на 100% являются лидерами, способными руководить компаниями. Это не совсем так, несмотря на то, что доля лидеров среди слушателей бизнес-школ достаточно высока. И все же, поскольку выпускников бизнес-школ, являющихся менеджерами среднего звена больше, для них важнее уметь встраиваться в существующую систему корпорации".

В ногу со временем
Российские бизнес-школы лишь недавно столкнулись с запросом на развитие личностных качеств менеджеров. В 90-е годы программы МВА были своего рода экономическим ликбезом для огромного количества людей, не имевших опыта деятельности в условиях рыночной экономики. Сейчас, когда значительная часть компаний в России уже имеет неплохой состав топ-менеджеров, человеческий фактор важен как никогда. "Отвечая на вопрос, какие выпускники программ МВА нужны, работодатели говорят: "Лидеры, способные к командной работе". Казалось бы, плохо сочетаемые качества, - говорит Александр Сергеев, руководитель программы "Школа педагогики МВА МИРБИС". - Это кажущееся противоречие разрешимо, если понимать лидерство как функцию групповой задачи, когда грамотный менеджер осознает, в какой роли он нужен - организатора, консультанта или специалиста определенного профиля".
По мнению Сергея Мясоедова, российские бизнес-школы должны активно изучать западный опыт организации учебного времени слушателей, поскольку он значительно богаче отечественного. "Мы стараемся, чтобы преподаватели общались с зарубежными коллегами, а также с лучшими профессорами из регионов и стран СНГ. Такое общение позволяет четче улавливать современные тенденции, в том числе и в развитии лидерства", - говорит он.

В поисках верного пути
Принципиально новые запросы на компетенции менеджеров требуют новых подходов. "Вопросам лидерства в бизнес-школах посвящается значительная часть времени таких курсов, как "Business Communication", "Лидерство и построение команд", "Мягкие технологии управления людьми", "Профессиональные навыки менеджера" и другие", - рассказывает Юрий Тазов. По его мнению, навыки планирования, самоорганизации, повышения работоспособности и стрессоустойчивости, навыки эффективного делового общения, умение вырабатывать стратегию поведения в конфликтных ситуациях, умение ставить и достигать цели формируют фундаментальную базу для будущего лидера.
Владимир Фальцман подчеркивает значимость психологической составляющей при работе в коллективе: "Нередко на программах МВА предлагается специальный курс "Лидерство", хотя частично вопросы формирования управленческих навыков изучаются в рамках других дисциплин, например в "Коммуникационном менеджменте". Основная идея заключается в том, что в деловых переговорах, в общении с партерами нужно уметь обнаруживать и пресекать попытки манипуляций, контролировать ситуацию".
В то же время, по словам Александра Сергеева, появление в структуре программы МВА одного-двух спецкурсов по лидерству проблемы не решают. "Развитие данной компетенции возможно только в том случае, если все занятия в бизнес-школе независимо от их специализации будут объединены общей задачей. В рамках любого курса, будь то финансовый менеджмент, статистика или маркетинг, слушателя необходимо погружать в ситуацию, когда он будет активно проявлять волевые качества, интеллектуальные и организаторские способности", - говорит он.
По мнению Сергея Мясоедова, нельзя не учитывать и качество аудитории, в которой происходит обучение менеджеров и предпринимателей; чем выше процент состоявшихся людей в группе, тем больше вероятность успеха. "Наиболее сильный состав слушателей обычно собирается на Executive MBA, куда приходят руководители высшего эшелона. И когда тренинги развития эмоционального интеллекта "встроены" в структуру данной программы, а ведущие - профессионалы международного класса, результат обязательно будет позитивным".

Развитие таланта
Разумеется, прослушав цикл лекций нельзя стать лидером. Совсем иные перспективы у участников интерактивных занятий. "В ролевой игре группа слушателей из 20-25 человек обычно разбивается на 4-5 "предприятий", конкурирующих на рынке, - рассказывает Владимир Фальцман. - Внутри каждой такой минигруппы определяется генеральный директор, финансовый менеджер, менеджер по управлению персоналом и т.д. Однако в ходе занятия часто оказывается, что в силу своих лидерских качеств человек может добровольно взять на себя более широкие функции и полномочия. Таким образом, помимо формальных, появляются неформальные лидеры".
По мнению Александра Сергеева, одной из основных задач педагога является моделирование таких ситуаций, в которых разные люди могли бы проявить управленческие качества. "В зависимости от решаемой задачи может быть выделен профессиональный лидер, интеллектуальный или эмоциональный, - говорит он. - И не обязательно один человек должен брать на себя все эти функции; иногда команда сама способна выдвигать лидера в нужной ситуации".
В комфортных и безопасных условиях тренинга человек получает возможность почувствовать себя лидером, но  психологически это состояние мало чем отличается от того, что испытывают менеджеры в момент принятия реального бизнес-решения. Переживание подобных эмоций важно для самооценки будущего руководителя и его личностной реализации.
"Лекционные занятия не должны занимать более 40% учебного времени, - говорит Сергей Мясоедов. - Ведь свой талант лидеры развивают в процессе интерактивных упражнений - case-studies, тренингов, мозговых штурмов, общаясь с такими же как и они управленцами. Ведущие школы бизнеса предлагают слушателям обычно не менее 200 кейсов и 15 тренингов. Очень важен процесс взаимообогащения, обмена опытом, обсуждение тех или иных управленческих решений".
По мнению Александра Сергеева преподаватели традиционной высшей школы, привыкшие к лекционным занятиям, плохо справляют с новыми задачами. "Именно наличие интерактивных форм обучения в современных программах МВА и позволяет говорить о возможности развития лидерских качеств, что совершенно не учитывается в академических вузах. Сегодня все школы испытывают дефицит специалистов, владеющих методикой обучения менеджеров".
В западной практике понятие лидерства тесно связано с понятием эмоционального интеллекта. Человек с развитым EQ умеет управлять своими и чужими эмоциями, это выражается в некотором артистизме лидера, его умении выбрать роль, соответствующую данному моменту. "Эмоциональный интеллект проявляется в умении использовать свой коммуникативный потенциал, концентрировать энергию для общения с другими, - говорит Юрий Тазов. - В отличие от обычного интеллекта и профессиональных знаний, эти навыки развиваются на специальных психологических тренингах и тренингах личностного роста".
Настоящий лидер определяет до 70% успеха организации или ее структурного подразделения. Однако он же может стать настоящей головной болью для сотрудников, например, если его методы будут отличаться авторитарностью. "Огранка" таланта лидера в бизнес-школе - задача непростая. Для этого хороши все формы: решение кейсов, участие в конференциях, выезды на зарубежные семинары, где можно пообщаться с мировыми гуру менеджмента.

Собственники и наемники
По мнению экспертов, около 20% выпускников бизнес-школ становятся владельцами собственного бизнеса. "Как правило, это происходит в течение года-двух после окончания, - говорит Юрий Тазов. - Есть многочисленные примеры открытия своих компаний слушателями". Наиболее популярны такие отрасли, как производство, торговля, логистика, IT, реклама.
С другой стороны, "основная задача бизнес-школы заключается не в том, чтобы человек открыл свое дело", считает Александр Сергеев. "Выпускник должен уметь решать управленческие задачи, а в какой роли - наемного менеджера или собственника - это в общем неважно", - продолжает он. По словам Владимира Фальцмана, "число желающих открыть свой бизнес год от года не увеличивается, а даже уменьшается. И это связано с общей ситуацией в экономике, с доминированием монополизации и укрупнением предприятий". Впрочем, лидер не обязательно должен быть собственником, но он обязан обладать предпринимательским даром, способностями к стратегическому анализу и интуицией.
Таким образом, выпускник бизнес-школы получает возможность выбирать. Он владеет необходимыми инструментами для воплощения в жизнь самых грандиозных проектов, он знаком с ведущими мировыми разработками в развитии лидерства. За плечами - опыт практических занятий. Дальнейшее приложение имеющихся знаний зависит от конкретного человека, его личности, его таланта…

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru