Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как заставить человека говорить правду на собеседовании


Александр Цакунов
Источник:

Журнал INC провел мини-опрос на эту тему среди руководителей компаний. Их попросили ответить на вопрос: "Как вы заставляете кандидатов говорить правду на собеседовании? " Президент компании - разработчика программных

Журнал INC провел мини-опрос на эту тему среди руководителей компаний. Их попросили ответить на вопрос: "Как вы заставляете кандидатов говорить правду на собеседовании? " Президент компании - разработчика программных продуктов Rochester Software Associates Роберт Баден рассказал, что нередко задает кандидату следующий вопрос:

"Представьте, что мы стоим перед небоскребом. Я даю вам барометр и прошу с его помощью узнать высоту здания. Как вы это сделаете? "

Правильный ответ: "Никак". Баден говорит, что просто хочет проверить, насколько творчески люди подходят к поставленным проблемам и насколько быстро ориентируются в них.

Конечно, нестандартные вопросы порождают и нестандартные ответы: один из интервьюируемых ответил, что он найдет уборщика в этом здании и предложит ему барометр в обмен на информацию о высоте здания.

Вместо стандартного вопроса: "Инициативны ли вы? " - Тони Петручиани, президент Single Source Systems, спрашивает во время интервью у программистов высокого класса, почему крышки канализационных люков круглые. "Этот вопрос мы задаем нашим будущим разработчикам, чтобы посмотреть, могут ли они думать вне своей области", - говорит он. (Ответ: потому что круглая крышка, равная по величине отверстию, которое она закрывает, никогда не провалится вовнутрь в отличие от треугольной или квадратной).

Менеджер по персоналу группы компаний "Ландия" Татьяна Добровольская говорит, что именно системность вопросов помогает ей проверить логику мышления кандидатов: "Как вы считаете, какой вопрос будет следующим? ". "Таким образом я выясняю, как человек владеет ситуацией, - рассказывает она. - Думает ли он над тем, что отвечает, или делает это просто на автомате". Не менее важно и то, как именно задавать эти вопросы.

Директор по персоналу ИКФ "Альт" Татьяна Андреева говорит, что вывести собеседника на чистую воду ей помогают уточняющие вопросы. "Проще говоря, я беру измором", - смеется она. Согласно ее методике нужно постоянно задавать вопросы "зачем? " и "почему? ".

Директор по персоналу компании "Мир" Лариса Карюгина, чтобы вызвать на искренность слишком "подготовленного" кандидата, использует методику перекрестного опроса, приглашая на собеседование коллегу. "Сначала я задаю несколько вопросов, потом мой коллега задает почти такие же вопросы, потом снова я, - рассказывает она. - Если человек говорит неправду, то он, естественно, начинает сбиваться, и это заставляет его говорить правду".

В компании IBS, по словам директора по персоналу Екатерины Прохоровой, разработана методика интервью по компетенциям. Она основывается на другой методике - STAR (Situation Target Action Result). Суть ее в том, что кандидату задают только ситуационные вопросы. Например, не спрашивают о наличии лидерских качеств, а просят привести пример из его прошлого опыта, когда он был инициатором какого-то проекта, или рассказать о своем поведении в конфликтной ситуации. Кандидат должен рассказать о самой ситуации (situation) , описать то, где он видел выход из этой ситуации (target) , что он сделал (action) и что получилось (result). "Это позволяет прогнозировать то, как человек поступит в аналогичной ситуации в дальнейшем", - говорит Прохорова.

Для проверки каждого качества интервьюер просит кандидата вспомнить две-три такие ситуации. "Человек будет вынужден говорить правду, потому что вызубрить столько ситуаций на каждое качество нельзя, - рассказывает Прохорова. - К тому же ситуационные ответы дают нам намного больше информации о самом человеке". Общие вопросы задают только в начале собеседования, для того чтобы снять стресс у человека.

Однако надо понимать, что все каверзные вопросы и хитрые методики рано или поздно становятся широко известными. Надо постоянно думать над чем-то новым.

Генеральный директор компании "ММ-класс" Марина Мелия говорит, что самая хитрая методика - это сесть после интервью, подумать о кандидате и довериться своей интуиции. "Так тоже можно понять, правильный ли это человек", - говорит она.

ПАМЯТКА ПРАВДЫ: Эти техники помогут уйти от дежурных ответов.

- Доверительное отношение. Теплая атмосфера во время интервью сильно повысит его эффективность. "Человек даст стандартные ответы, если с ним не установлен контакт", - говорит генеральный директор "ММ-класс" Марина Мелия.

- Длинное интервью (2 - 3 часа). Человек обязательно начнет говорить правду - он не сможет так долго держать оборону. "Образно говоря, человек не сможет все время стоять на цыпочках", - поясняет Марина Мелия.

- Несколько интервьюеров. Один человек может не заметить каких-то важных вещей. "Тем более что у него может быть субъективное мнение о кандидате, у двоих такое произойти не может", - говорит консультант "ЭКОПСИ Консалтинг" Лев Кириллов.

- Умение держать паузу. Точно так же, как при выборе недвижимости есть три основных фактора: место, место и место, в интервью главное - слушать, слушать и слушать. "Когда уже кажется, что человек все сказал, нужно не бояться паузы, - говорит Мелия. - Как показывает практика, самые интересные сведения человек скажет после этого непродолжительного молчания".

- Повторять вопросы, но другими словами. Опытный интервьюер, по словам Кириллова, перепроверяет ответы при помощи других вопросов. Допустим, во время интервью задают такие вопросы: "Какое место в вашей жизни занимает работа? ", "Как вы отдыхаете? ", "Как вы видите итог вашей жизни? ". Вопросы разные, но помогают узнать ответ на один главный. Человек, который видит себя в конце жизни на пляже в Майами, лукавит, если говорит, что работа в его жизни занимает основное место.

- Эмоциональный контроль. Мелия говорит, что всегда надо смотреть, каким образом кандидат отвечает на вопрос: когда его лицо преображается, когда он нервничает.

- Подтверждение предоставляемых данных. "Надо записать все, что говорит человек, и спросить, кто сможет это подтвердить", - говорит Кириллов. Если человек начинает отказываться, говорить, что он не хотел бы отвлекать людей от работы, то это может быть сигналом к тому, что он темнит.

                                                                                                                                                                         Александр Цакунов

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru