Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как вырваться за пределы узкой специализации?


Антон Милехин
Источник: Headhunter Magazine

Менеджеру, решившему сменить сферу деятельности, непросто доказать свою компетентность вне узкой специализации. Его опыт и связи могут оказаться совершенно невостребованными на других рынках.

Я все время специализировался в одной области – продажи медицинского оборудования. В этом деле я успешно проработал несколько лет и дошел с самых низов до организации собственного бизнеса. К сожалению, некоторые существенные для нас изменения в законодательстве заставили принять решение о нецелесообразности дальнейшей работы компании. Теперь мне бы хотелось продолжать работу в сфере продаж, организации продаж в широком смысле слова. Более того, я понимаю, как это делать, и мне не столь важно, в какой сфере применить свои навыки. Безусловно, везде есть своя специфика, но, на мой взгляд, эта задача не такая уж сложная для человека с высшим образованием. Скажу больше: мне было бы интересно поработать в другой области.

Однако, как правило, работодатель всегда предъявляет требование по наличию опыта работы в своей сфере. Могу предположить, что он потенциально готов рассмотреть и мою кандидатуру, так как кроме данного требования мой опыт полностью соответствует желаемому. Однако кадровые агентства практически всегда максимально формально подходят к поиску кандидатов (и их тоже можно понять). Даже в том случае, если поиск продолжается более полугода, работодатель (КА) не желают или не понимают, что, может быть, стоит проявить некую гибкость в поиске и оглянуться вокруг... Так как же прорваться?

Владимир К.

Тема межиндустриальных переходов неоднократно затрагивалась в рубрике «Карьерный коучинг». Смена сферы деятельности зачастую становится отличным выходом для профессионалов, заскучавших на своей должности, близких к профессиональному выгоранию. Но есть и «обратная сторона медали»: на другом рынке знания и опыт, полученные за годы профильной работы, вдруг становятся ненужными. Стереотипы, о которых пишет Владимир, действительно существуют среди работодателей. Компании руководствуются примерно такой логикой: возможно, соискателю не понравится работать в новой для него сфере – и что тогда? «Автор письма, вероятно, претендует на достаточно высокий уровень дохода, не намного меньше, чем тот, на который рассчитывают кандидаты с опытом работы в требуемой отрасли, – полагает Татьяна Браславская, исполнительный директор центра «Успех». – Я помню похожую ситуацию из нашей практики. Тогда одной компании нужен был директор по поставкам дорогостоящей техники, и акционер задал ответный вопрос: почему он должен платить такую высокую заработную плату человеку, которого еще необходимо учить, да к тому же с неизвестным результатом?» Фирма, помимо денег, потраченных на зарплату и обучение обманувшего ее ожидания сотрудника, потеряет вдобавок и бесценное время.

Хедхантеры настроены более лояльно. Они нередко оценивают общий потенциал человека и могут предложить компании перспективного кандидата из другой отрасли, но им не всегда удается убедить клиентов пойти на это. Универсальные менеджерские компетенции, безусловно, ценятся работодателями, однако редко становятся определяющим фактором при выборе менеджера. «Человек, проработавший много лет в одной отрасли, не только хорошо знает особенности работы с продуктом и клиентами, но и обладает достаточными связями, помогающими действовать более эффективно. Если он продавал медтехнику, а потом решил заняться стройматериалами, не зная при этом основных поставщиков, производителей, клиентов и каналов сбыта, его шансы минимальны», – считает Александр Буянов, консультант executive search компании.

«Параллельные миры» разных индустрий теоретически, конечно, проницаемы, но на практике такой переход требует колоссальных усилий. «Категорически не рекомендую «скакать» с рынка на рынок, если нет оправдывающих этот шаг бонусов, – заявляет один из наших экспертов, топ-менеджер крупной ИТ-компании, имевший подобный опыт. – Девальвация знаний неизбежна, невозможно быть столь же эффективным в новой среде». Стоит, однако, учесть, что далеко не все работодатели разделяют упомянутый стереотип. Несколько лет назад Каха Бендукидзе (тогда – генеральный директор «Объединенных машиностроительных заводов») набрал себе целую команду менеджеров, работавших в самых разных нишах. При этом он не ставил задачи найти профессионалов из той же индустрии, обращая внимание на наличие у кандидатов системного мышления, готовности преодолевать препятствия и узнавать для себя новое. Видимо, пожелания Владимира осуществятся, если ему удастся найти компанию, руководствующуюся теми же принципами при подборе руководящих кадров (увы, сам Каха Бендукидзе продолжает свою деятельность вне границ России).

В любом случае, прежде чем решаться на кроссиндустриальный переход, нужно разобраться в том, насколько это необходимо, имеются ли действительно веские причины: вы совершенно не удовлетворены тем, чем занимаетесь в данный момент; происходит стагнация или угасание отрасли, отсутствуют долгосрочные перспективы внутри нее. И, наконец, можно решиться на переход, если найдется индустрия, где есть вероятность заработать существенно больше. «Если кандидат говорит о том, что ему интересно попробовать «что-то новое», то это звучит более чем неубедительно. Нужно четко представлять себе, чем хочется заниматься, иначе есть риск «скитаться» по разным отраслям в поиске своего призвания, а в итоге не найти ничего», – предостерегает Александр Буянов.

По мнению экспертов, у Владимира очень интересное резюме и действительно хороший опыт работы в сфере продаж медицинской техники. Кроме того, у него профильное образование в данной области. К тому же собственники, переходящие в наемный менеджмент, более дисциплинированны, поскольку знают, что такое самомотивация, им проще ставить перед собой цели и последовательно добиваться их.

В данной ситуации, скорее всего, не стоит радикально менять область деятельности, а нужно ориентироваться на смежные отрасли. Татьяна Браславская рекомендует обратить внимание на сферу продаж фармпрепаратов или на область развития и управления фармацевтическими производствами. Подходящие вакансии есть в большинстве крупнейших западных и российских фирм соответствующего профиля. Уже работая в компании, можно претендовать на должность, позволяющую курировать больший круг вопросов – например, освоить решение маркетинговых задач. Таким образом, со временем за плечами накопится багаж знаний и навыков вне узкой отрасли продаж медицинского оборудования. И тогда Владимир уже более определенно сможет решить, действительно ли хочет сменить сферу деятельности.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru