Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Особенности бизнеса в постинтеллектуальный период


Виталий Сараев
Источник:

Пока что интеллект в бизнесе – конкурентное преимущество при прочих равных условиях. Со временем ситуация может измениться. «Он – интеллектуал», – шепчутся у вас за спиной. То есть – мы надеемся, что шепчутся. «Не дал Господь мозгов», – говорят про кого-то другого. Означает ли это, что вы вооружены по-разному? И если да, то кто сильнее?

Часть 1. Мозги по полкам

Каждое живое существо эволюция вооружила по-своему. Человеку крепко досталось «по мозгам».
С точки зрения эволюции наш мозг – лишь один из случаев гипертрофированного развития органов. Но именно мозг и определяет наше отличие от мира природы и достижение успеха в мире людей.
Интересно вот что: мозг гения и идиота весят одинаково, в среднем кило четыреста у мужчин и грамм на сто меньше у женщин (порадуем патриотов: самый большой известный науке человеческий мозг отягощал писателя И. С. Тургенева – он весил 2,012 кг).
Для оценки «качества» мозга, а точнее – качества его работы, ученые используют слово «интеллект». И вот вам наиболее точное определение этого слова: «интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта». Хотя определений на самом деле множество, и с некоторыми из них мы вас сегодня познакомим.
Вот первое: интеллект – инструмент, который можно измерить, откалибровать, заточить… и применять по назначению.
Кстати, ум и интеллект – не синонимы.
Интеллект – это потенциал. Это – ваш предел, максимум того уровня развития способностей, который вы можете достигнуть. Планка, до которой еще ползти и ползти.
А ум – это то, что вы уже достигли на данный момент. Ведь мозг подобен губке. И у одних людей он может впитать больше знаний, чем у других. Каких знаний – это другой вопрос.


 
Интеллект не приходит один
Как, кстати, мы опознаём умного человека?
«По глазам, по начитанности, образованности, манерам поведения и стилю речи… но не только…».
Можно пойти и от обратного. Человека «без ума» видно сразу – он looser, у него нет способностей, он принимает неправильные решения.
На этом же стоятся и основные научные подходы к интеллекту.
Интеллект – относительно устойчивая структура способностей человека. Естественно, способностей к чему-либо. Кто-то на пианино стучит, кто-то на машинке вышивает…
Отсюда и множество интеллектов. Г-н Говард Гарднер насчитал целых семь штук:
1. Лингвистический интеллект
Все что связано с языками (не программирования, разумеется) и передачей информации этим способом. Из людей, обладающие подобным интеллектом могут получиться гениальные писатели, журналисты, редакторы (и их немногочисленные преданные читатели).
2. Музыкальный интеллект
Он определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие (или неудовольствие – так появляются музыкальные критики).
3. Логико-математический интеллект
Отнюдь не только и даже не столько циферки. Категории и предметы, символы и понятия. Им обладают математики, ученые и даже некоторые олигархи.
4. Пространственный интеллект
Способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме. Удел архитекторов, дизайнеров и инженеров.
5. Телесно-кинестетический интеллект
Правильно двигаться нужно не только танцорам и спортсменам, но даже механикам.
6. Межличностный интеллект
Обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения. Участь хороших учителей, дипломатов, продавцов.
7. Внутриличностный интеллект
Способность понимать себя, свои чувства, стремления. В наибольшей степени наблюдается при вскрытии психологов, поэтов.
При этом факторы не ортогональны (то есть, независимы: если вы хорошо считаете, этот не означает, что вы будете хорошо плавать).
Какой от этого толк (не от наличия интеллекта, а от знания его «специализации»)?
Во-первых, принимая на работу, вы чаще всего берете «сотрудника в мешке». А ведь так хотелось бы хоть какой-нибудь определенности.
Пожалуй, в нашем случае это главное. Но есть и другие причины изучать и опознавать интеллект.


 
Тестируем систему
Продолжим пробовать на вкус разные определения.
Интеллект можно назвать «способностью к решению задач».
Отсюда сразу же возникает зуд посчитать: кто у нас самый интеллектуальный. Есть такая наука – психометрика. Она этим и занимается.
В народе считается, что яблоко от яблони недалеко падает.
А психологи говорят, что все относительно – часть способностей наследуется, часть приобретается.
Наследуется в основном невербальный интеллект (не связанный с общением). Именно поэтому уже с пеленок человечек может быть музыкальным или математическим гением.
А вот чтобы стать поэтом, политиком или добиться успеха в любом деле, связанном с общением с людьми, потребуется вербальный интеллект. Он закладывается в первый год после рождения и развивается всю жизнь (а кому и целой жизни мало).
У биологов есть и другое мнение: человек рождается с чистым, абсолютно «отформатированным» мозгом. И все, что у него есть – благоприобретенное. В том числе и интеллект – лишь система устойчивых нервных путей в мозге. У кого-то эта система хорошо развита, а у кого-то и не очень.


 
Back to IQ
Как можно измерить интеллект?
Есть два основных способа: приближенный научный и точный народный.
Первый основывается на тестах измерения коэффициента интеллектуальности (IQ). Общий их смысл таков: собирается ряд заданий на различные типы мышления (см. выше) и апробируются на больших группах аборигенов. Причем аборигенов именно той страны, где его будут применять, и дело не в том, что кто-то глупее. Просто не всякий японец разгадает даже самые простые русские народные загадки.
По результатам этих исследований составляется портрет «среднестатистического» интеллекта, который и берется за IQ = 100. Все остальные уже сравниваются с ним в процентном отношении. При этом не забывайте, что «распределение мозгов» в данном случае не линейно, а нормально (соответствует кривой нормального распределения, похожей на колокол: чем ближе к среднестатистическому IQ, чем больше таких среди народа). То есть, если людей с IQ от 90 до 110 – 50%, то с IQ выше 125 лишь 5%.
Но…
Во-первых, тест IQ, пройденный на сайте какого-нибудь школьника, означает… да ничего он не означает.
Потому что все применяемые методики сравнивают ваш IQ со «среднестатистическим», а, следовательно, требуют в случае перевода адаптации (к национальным условиям, например: задача на анаграмму из китайского слова может вызвать определенные трудности) и стандартизации (проверки на больших выборках аборигенов вашего возраста).
Во-вторых, не всегда ясно, что именно измеряют подобные тесты даже в случае их «правильного» исполнения. Единственная вещь, которую они точно измеряют – соответствие логики «жертвы» логике составителя теста.
Все остальное может вызывать сомнения.
Наиболее распространенные «профессиональные» методики измерения IQ, применяемые психологами, – тесты Равена, Векслера, Амтхауэра. А наиболее популярный в России г-н Айзенк на самом деле изначально стал известен своим тестом темперамента, который и носит его имя. В русскоязычном же интернете в наибольшей мере распространены самопальные тесты по мотивам его методик оценки, которые можно использовать скорее для развлечения и тренировки, чем для серьезной оценки.
Второй (народный) способ куда более конкретен и абсолютно практичен. Он заключается в одной лишь достаточно популярной фразе: «Если ты такой умный, покажи свои деньги!».


 
Затачиваем инструмент
Действительно, интеллект можно развивать. А вот какой именно и как?
Менее всего этому поддается невербальный интеллект: он окончательно складывается в первые годы жизни. Вербальный – развивается всю жизнь.
Например, межличностный интеллект (по классификации Гарднера) развивается годам к сорока – именно поэтому политиков «до 40» в народе обидно зовут «киндерсюрпризами»…
Это же касается и многих руководителей. У молодых и неопытных шефов, волею судеб попавших в начальство, недоразвитость межличностного интеллекта обычно компенсируется разными военными хитростями: вот так и рождаются легенды о своих в доску, демократичных «руководителях новой волны». По мере накопления «м. и.» все становится на свои места – и именно тогда выросшего из детских штанишек шефа начинают критиковать за отход от демократических норм.
Иногда, кстати, происходит и наоборот.
Дело в том, что по мере затачивания инструмента с режущей поверхности удаляется все лишнее – в том числе и ненужные руководителю личностные качества.


 
Вверх, вниз
Интересно, что самый высокий уровень интеллекта (как способности к адаптации и пр.) отмечается в среднем в 22-23 года – как раз окончание вуза (когда всё уже осмыслили, но еще не успели забыть). И большинство гениальных открытий делается как раз в этом возрасте, хотя на их доказательство и понимание уйти потом может вся оставшаяся жизнь.
Так, если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100%, то в 30 лет он будет составлять 96%, в 40 лет – 87, в 50 лет – 80, а в 60 лет – 75% (данные по исследованиям Фульдса и Равена).
Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных интеллектуальный процесс более длителен, и инволюция (ухудшение) наступает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс инволюции психических функций.
Однако не торопитесь ставить на себе крест: все не так однозначно. Человек развивается не по прямой. Бывают и подъемы и спады. Есть такое понятие, как оптимум (период наибольшей работоспособности). И в разных видах деятельности они не совпадают.
Отмечаются такие моменты скажем, в музыке и поэзии – между 30-35 годами, в философии, науке, политике – в 40-55 лет…
Больше всего ученые исследовали, понятное дело, самих себя. И вот что у них получилось:


 

        Онтогенетическая динамика творческой активности

  1 оптимум 1 спад 2 оптимум 2 спад 3 оптимум 3 спад
Математики 23-39 39-45 45-54 54-58 58-67 С 67
Физики 27-41 41-45 45-55 55-60 60-70 С 70
Биологи 31-40 40-47 47-55 55-60 60-75 С 75
Психологи 30-40 42-46 46-55 55-60 60-70 С 70
Физиологи 28-42 42-46 46-55 55-60 60-70 С 70

Существуют зарубежные исследования «динамики активности» деловых людей. По понятным причинам, отечественных аналогов пока практически нет. Не всякая российская птица, даже самого высокого полета, бизнесмен успел долететь хотя бы до середины своей деловой биографии. Где уж там фиксировать спады/подъемы!

 
Кое-что ещё о гениальности
Часто говорят: обычный человек использует в своей работе лишь 3-4% своего мозга.
Знаете, как измеряются эти проценты? Есть такое понятие «мозговой шторм». Это состояние во время припадка эпилепсии, когда мозг «зашкаливает» от электрической активности. К нему присоединяют вольтметр и измеряют разницу потенциалов, попросту говоря электрическое напряжение. А затем сравнивают с «обычным» напряжением. Станете ли вы умнее, если вас будет «штормить» и зашкаливать?!
А отнюдь не все гении обладали сверхвысоким интеллектом. У многих из них был скорее чуть выше среднего и не более. А отличались они целенаправленностью работы и потрясающей работоспособностью.
Кроме того, и здесь есть половая несправедливость. Среди мужчин гениев больше. Идиотов, правда, тоже. А женщины более «однородны», они ближе к «среднему» значению.
Очевидно, на мужчинах же природа экспериментирует, потому и отклонения во все стороны (как хорошие, так плохие) у них бывают намного чаще.
Люди творческие тоже не обязаны быть «умней всех». Креативности «противопоказана» глупость. Если интеллект у человека ниже какой-то границы, то никакого творчества от него не дождешься. Но обратное положение почему-то неверно. Каким бы ни был высоким интеллект человека – это еще не гарантия его креативности.

Международный клуб Mensa International опубликовал список десяти своих членов, обладающих наибольшим коэффициентом интеллекта (IQ).
Mensa («стол» по латыни) был создан в 1946 году и объединяет людей с рекордным уровнем IQ (определяется на основе теста). В настоящий момент членами Mensa являются более 100 тыс. человек из 100 стран мира.
В «топ» наиболее интеллектуальных клубменов вошли: актриса Джина Дэвис, художник Скотт Адамс (автор комикса «Дилберт»), писательница и профессор Принстонского Университета Джойс Кэрол Отс, лингвист Ричард Ледерер, генерал Норман Шварцкопф (разгромивший войска Саддама Хусейна в 1991 году), пианистка Патрисиа Дженнингс, инженер, дизайнер, архитектор Бакминстер Фуллер (ему принадлежит фраза «Я просто изобретаю. А потом жду, пока люди поймут, что они могут сделать с моими изобретениями»), журналистка и обладательница мирового рекорда по уровню IQ Мэрилин Саван, писатель-фантаст Айзек Азимов, звезда «мыльных опер» Алан Рэйчинс.


 Полезные советы:
- Не путайте интеллигентность с интеллектуальностью. А также – ум, разум и интеллект. Упаковка и содержимое – вещи разные.
- Очень высокий интеллект, также как и очень низкий, может быть нехорошим признаком. В частности, у шизофреников часто отмечает высокое развитие вербального интеллекта при сильном отставании невербального. Здесь-то и кроется их «способность» создавать безумные теории. Все хорошо в меру!
- Верьте тестам IQ до тех пор, пока их результаты вам нравятся. Дальше верьте себе.
Ваш подчиненный умнее вас? Не беспокойтесь. Если бы он на самом деле умнее вас, он бы этого не показал.
- Если вы что-то теряете с годами, то выигрываете в другом. Кроме того, развитие человека не линейно: у всех бывают и спады, и подъемы.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru