Как обезвредить нехорошего сотрудника?
Игорь Нежданов
Источник: Элитный персонал
Один мой знакомый, заработав приличный капитал и развившись «с нуля» до уровня среднего бизнеса, вдруг стал плохо спать по ночам. Его преследовало ощущение всеобщего обмана. Казалось, что главной целью в жизни всех
Один мой знакомый, заработав приличный капитал и развившись «с нуля» до уровня среднего бизнеса, вдруг стал плохо спать по ночам. Его преследовало ощущение всеобщего обмана. Казалось, что главной целью в жизни всех окружающих было стремление его обворовать. Приятель начал искать причину своего беспокойства. Безуспешно. Спустя некоторое время он утвердился в мысли, что ему просто необходим кто-то, чтобы помогать контролировать работу сотрудников. Для этого он пригласил специалиста, который после недолгого изучения документов действительно показал исчезновение из фирмы крупных сумм. С этого дня явным фаворитом моего знакомого стала немедленно созданная служба экономической безопасности. Неужели это единственный способ борьбы с мошенничеством персонала? Сергей Ф.
Письмо читателя комментирует консультант по экономической безопасности Игорь НЕЖДАНОВ. История, рассказанная в письме, очень распространена. Любой предприниматель может привести массу таких примеров. Большая часть убытков компаний действительно являются следствием действий персонала. Причиной мошенничества могут быть как умысел, так и халатность. Преднамеренный обман, злоупотребление активами компании, манипулирование финансами - застраховаться от мошенничества сложно, тем более когда известно столько его разновидностей! Хищение, растрата, присвоение, приобретение права на чужое имущество... Излюбленными методами мошенников остаются обман, введение в заблуждение и злоупотребление доверием. В целом, говоря о внутрикорпоративном мошенничестве, мы имеем в виду незаконное присвоение активов и коррупцию. 4/5 всех нарушений, как правило, составляет как раз незаконное присвоение активов. Это получение «навара» с продажи «неучтенки», незаконное списание, неприкрытое изъятие и т.д. Коррупция (в контексте внутреннего мошенничества) обычно заключается в том, что должностное лицо, менеджер или служащий организации вступает в сговор с посторонними. Как результат -взяточничество, запрещенные денежные вознаграждения, «откат» при расчете,-специальное завышение цены по договоренности.
Желание украсть возникает как под воздействием внешних причин (долги, чрезвычайные обстоятельства), так и из-за внутренних комплексов человека (недовольство зарплатой, низкая оценка профессионализма). Часто мошенничают под предлогом «возмещения» несправедливостей, пережитых на рабочем месте. Поэтому, создавая положительные и открытые условия труда, организация может уменьшать такие побуждения. Очень часто человек, работающий в системе, видит ее слабые места и знает, как грамотно маскировать свои действия. При этом работник идет на воровство только при сочетании двух факторов - желания украсть и возможности это сделать. Вот о чем стоит задуматься руководителю.
Согласно статистике, 58% известных случаев мошенничества и злоупотреблений совершаются служащими, 30% - менеджерами и 12% -топ-менеджерами и собственниками. Больше всех мошенничают коллеги-родственники (в 72% случаев). Потери, происходящие по вине мужчин, в 4 раза больше потерь, вызываемых действиями женщин.
Исследования показывают; около 10% людей ни за что не опустятся до мошенничества. Еще 10% будут мошенничать при любых обстоятельствах. Оставшиеся 80% в принципе не мошенники, но если внешние обстоятельства стимулируют, то они могут себе это позволить. Поэтому, если вы хотите, чтобы в компании не мошенничали, надо: во-первых, не брать на работу вторую категорию и, во-вторых, создать такие условия для потенциальных мошенников, при которых у них не возникнет желания украсть. Необходимо построить четкую систему, которая бы пресекла саму возможность мошенничества и свела к минимуму потери компании от умышленных (неумышленных) действий сотрудников.
Высший пилотаж - создать условия, при которых человек не сможет и не захочет украсть. Система борьбы должна состоять из трех частей: выявление мошеничества, противодействие и восстановление первоначального положения дел.
1. Выявление мошенничества. Возможностей навредить компании много, но большинство из них прогнозируемо и легко выявляется. Секрет успеха - в контроле над работой персонала и в грамотном анализе полученной информации. Начинается все с составления четкой структуры предприятия и описания должностных обязанностей каждого сотрудника и всех технологических процессов в компании. Работа сама по себе достаточно нудная, но важная. В дальнейшем, имея перед глазами документированную информацию о том, «как должно быть», выявить нарушения будет легко. Надо признать, что самое сложное -предотвратить проникновение в компанию людей, склонных к мошенничеству, и создать такой климат, который бы отвергал обман (здесь вся ответственность ложится на отдел кадров и службу безопасности).
2. Противодействие. Другими словами - это официальный и неофициальный многоуровневый контроль. Первый шаг - банальный контроль рабочего времени, фиксация охранником времени прихода и ухода сотрудников. Учет товароматериальных ценностей (ТМЦ) на всех этапах их существования в компании, посредством чего можно понять, откуда взялась или куда ушла каждая копейка. Второй шаг - контроль отчетности. Все сотрудники по истечении определенного периода времени (от одного дня до месяца) предоставляют отчеты о проделанной работе своему непосредственному руководителю (количество контактов с клиентами, удачных, и неудачных сделок, их суммы и т.п.). А также регулярный контроль над учетом ТМЦ. Третий шаг - контроль контактов. Вещь очень щекотливая. Многие компании решают эту проблему с помощью предварительных соглашений с каждым сотрудником. Смысл его сводится к согласию на контроль со стороны организации: «Я, Ф.И.О., согласен с тем, что мою деятельность в рабочее время могут контролировать специально назначенные сотрудники компании, в том числе мою отчетность, проведение мною переговоров, общение по телефону и т.п.».
После подписания такого соглашения можно приступать к созданию самой системы контроля, например, оборудовать переговорную системой аудио- и видеозаписи, установить систему контроля телефонных переговоров. Но надо помнить, что для контроля «всего и всех» придется нанимать такой же по численности штат контролеров. Наконец, последний этап - контроль адекватности поведения. Если сопоставить наблюдения за поведением работников и график совершения сделок, то можно увидеть определенные закономерности и сделать некоторые выводы. Особое внимание следует обращать на такие показатели, как резкое изменение благосостояния сотрудника, значительное и длительное ухудшение настроения, замкнутость, рассеянность... Появление подобных симптомов является сигналом для более глубокого изучения действий сотрудника.
3. Восстановление исходного состояния. Наверное, не стоит заострять внимание на моменте добровольного возвращения похищенного - здесь все более или менее понятно. Гораздо интереснее другие способы восстановления потерь. Среди них -юридическое воздействие, которое возможно при документальном фиксировании факта воровства и готовности к работе с правоохранительными органами. Вот почему не стоит отмахиваться от документирования - бюрократия в разумных пределах очень полезная штука. Другой способ - психологическое воздействие. Оно возможно при полном или частичном документальном фиксировании воровства: используя эти данные, можно оказать давление на мошенника. Чаще всего это воздействие основывается на нежелании человека предавать огласке либо передавать в правоохранительные органы информацию о совершенном. Ну а целью такого воздействия может быть возвращение утраченных сумм и восстановление имиджа предприятия.
Надеюсь, теперь ясно, что создание одной лишь службы безопасности (как описано в письме) не может быть панацеей от мошенничества в компании. Для эффективной борьбы необходим целый комплекс мер. На крупном предприятии (более 100 человек) для достижения ожидаемого результата необходим специальный сотрудник. Хорошо, если это человек, знающий все аспекты безопасности, если же нет – то на этапе становления системы полезно привлечение стороннего профессионала. При этом надо помнить, что результаты работы могут появиться только через 4-6 месяцев.
Если, несмотря на все предосторожности, вы столкнулись с корпоративным мошенничеством - не паникуйте, спокойно оцените ситуацию и ее последствия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: КТО? - Кто является ключевой фигурой мошенничества, кому это может быть выгодно, кто может прояснить ситуацию?
ЧТО? - В чем состоит мошенничество, его последствия?
КОГДА?- Когда совершено мошенничество, точное время или период?
ГДЕ? - Где совершено мошенничество?
КАК?-Способ совершения мошенничества, каким образом совершены данные действия, какая обстановка была в непосредственной близости от места мошенничества?
ЧЕМ? - Орудие мошенников?
ПОЧЕМУ? - Мотив мошенников?
Получив четкие ответы, можно сузить круг подозреваемых и выявить соучастников. Параллельно необходимо собрать весь фактический материал - объяснения всех участников и лиц, которые могут быть причастными. Незамедлительно зафиксируйте (документально) материально-техническое состояние участка, на котором произошло мошенничество, и состояние до возникновения проблемы (акты инвентаризаций, материальный учет, отчеты, справки...). И уже основываясь на этом материале, можно строить гипотезы и предположения, оценивать потери и планировать выход из ситуации.
Будьте внимательны, если в процессе оправдания своих поступков сотрудник ссылается на чрезвычайную прибыльность сделки, срочность вопроса, на нестандартность ситуации. А также если он намекает на возможность влиять на крупномасштабные события или жалуется на временные финансовые трудности предполагаемого партнера. Скорее всего, у него на уме «нехорошая» сделка.
|