Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как уйти по собственному желанию?



Источник: Headhunter Magazine

Самой популярной формулировкой увольнения в нашей стране является "по собственному желанию", однако за этими словами могут скрываться самые разные мотивы. Так или иначе, если вы "не сошлись характером" с вашей работой или уже "закрутили роман" с новой, вам предстоит пройти через эту процедуру.

Технология цивилизованного ухода

Знать свои права и обязанности в том, что касается приема на работу и увольнения, – насущная необходимость. Внимательно изучите соответствующие статьи Трудового кодекса, спорные моменты обсудите на юридических форумах или же получите консультацию грамотного юриста. Далее действуйте по алгоритму.

Напишите заявление на имя руководителя компании с просьбой уволить по собственному желанию с такого-то числа (дату поставьте отстоящую на 2 недели от дня подачи). Например, вы хотите быть уволенным 15 марта. Следовательно, в заявлении ставите дату 1 марта. В секретариате проведите заявление как входящий документ, пусть на нем поставят пометку «принято» и дату. Это не обязательно, но если есть сомнения в том, что вас отпустят «по-хорошему», лучше сделать.

Теперь известного числа вы получите полный расчет и трудовую книжку с двумя записями, скрепленными печатями. Если же приказ о вашем увольнении не будет подписан, то с момента, который в заявлении указан как последний рабочий день (в нашем примере 15 марта), вы имеете право не выходить на работу. Причем каждый такой день будет считаться трудовым (16, 17 и так далее марта), и за него вам будут обязаны заплатить. Впрочем, эта правовая норма крайне редко реализуется на практике: обычно стороны приходят к соглашению. Вряд ли работодатель будет пытаться удержать сотрудника, серьезно настроенного на уход.

Кстати, для окончательного решения вопроса со снятием с вас должностных обязанностей обходной лист с подписями не требуется. Если работодатель имеет к вам материальные претензии, то пусть сам обращается в суд.

Не болтай!

Если вы подумываете о том, чтобы сменить работу, не нужно обсуждать эту тему со своими коллегами. Особенно если причиной чемоданного настроения стало несогласие с действиями руководства. Помалкивать стоит хотя бы потому, что кто-то может, вольно или невольно, донести информацию о ваших намерениях до вышестоящего начальства, причем в искаженном виде, и тогда ситуация выйдет из-под контроля, и вам уже будет затруднительно пойти на попятную, если вдруг передумаете. Раскрываться нужно, но лишь тогда, когда все окончательно решено.

Если вы подумываете о том, чтобы сменить работу, не нужно обсуждать эту тему со своими коллегами.

Впрочем, откровенничать не стоит и с непосредственным руководителем, даже если между вами нет секретов. Денис собрался уходить из «Марса» в «Бритиш Американ Тобакко» и уже прошел ряд интервью. Однако, проговорившись шефу, что на него вышли хедхантеры, он уже на следующий день не смог дозвониться ни до рекрутеров, ни до эйчаров БАТа. Дело в том, что между агентством по подбору персонала и компанией-клиентом, как правило, заключается стандартный договор о том, что ее работников нельзя «хантить» и «продавать». Компании-партнеры или конкуренты также иногда заключают подобные соглашения, в которых оговаривается, что взаимообразно отказываются от переманивания сотрудников. Судя по всему, хедхантера, нарушившего правило, вычислили и наказали. У Дениса же сорвался великолепный вариант сделать карьерный скачок.

Этика прощания

По закону у сотрудника и компании есть две недели после приказа об увольнении, на протяжении которых они продолжают принадлежать друг другу (на испытательном сроке это время ограничивается тремя днями). Считается, что этот закон защищает сразу обе стороны: за две недели компания должна найти вам подходящую замену, а вы – постараться ввести своего преемника в курс дела, а также довести до логической «точки» все свои проекты. Конечно, ситуации бывают разные, но, например, если главный бухгалтер увольняется «по собственному» во время сдачи годового баланса, он тем самым сильно отягощает свою карму.

С другой стороны, если инициатором увольнения является компания, то у вас будет оплаченное время, чтобы подыскать себе новую работу.

Две недели – это вполне достаточный срок, чтобы коллеги смирились с уходом товарища, а начальник «оплакал» потерю ценного сотрудника. По соглашению сторон этот срок может быть сокращен. Однако хорошим тоном считается заблаговременное предупреждение руководства о ваших планах. Это особенно важно, если вас связывают приятельские отношения, которые вы намерены сохранять и впредь.

Если компания и вы не имеете друг к другу никаких претензий, то расстаться можно хоть сразу после финальной беседы.

Изучайте опыт предыдущих поколений

Текучка кадров есть в любой компании. Поэтому правильнее всего проанализировать и использовать опыт людей, которые увольнялись на ваших глазах. Процедура увольнения в разных компаниях сопряжена с различными традициями и формальностями. Когда уходишь по-хорошему, обычно бывает принято «накрыть поляну» для бывших коллег и символически выпить за успехи уходящих и остающихся. Сохранить хорошие отношения с теми, кто остается, – очень правильная тактика. Профессиональные миры узки – трудно бывает не пересечься снова.

Шантаж – не наш метод

Если вы на самом деле не стремитесь уходить из компании, а просто хотите несложным способом поднять свою цену и заставить руководителя сделать вам контр-предложение, будьте готовы к тому, что проиграете. Выбитые таким способом прибавка или повышение не доставят вам радости, и есть большой шанс, что при первой же возможности постараются избавиться от столь ненадежного и слабо мотивированного человека. Да и кому понравится, когда ему выкручивают руки?

Хорошим тоном считается заблаговременное предупреждение руководства о ваших планах.

В одной организации из-за конфликта с руководством задумал уволиться целый отдел. Утром 8 человек строем пришли в отдел кадров с заявлениями. Судя по всему, они изначально надеялись на некоторое смягчение правил и смену руководящего курса. Однако это самое руководство «обработало» всех поодиночке, и в итоге пришлось уволиться только начальнику этого отдела – как зачинщику смуты. Остальные остались, но впоследствии и их постепенно «выдавили» как «неблагонадежных».

Эмоциональное решение – всегда не самое надежное. Если ситуация действительно критическая и очень конфликтная, но вы не хотите уходить сразу, можно порекомендовать взять тайм-аут – отпуск за свой счет, например. Но это в любом случае означает, что для вас организационная ситуация после перерыва изменится. И вы должны быть к этому готовы.

Рекомендации

Давать или не давать вам рекомендательное письмо – это добрая воля руководства, и она не зависит от обстоятельств вашего увольнения. Если вам отказывают, ссылаясь на нехватку времени, составьте текст самостоятельно и предложите подписать. Если же ваш принципиальный начальник считает, что вы недостойны положительных оценок, постарайтесь наглядно и убедительно продемонстрировать ваши заслуги перед компанией. Ну, а если нет – подумайте, кто в компании хорошо к вам относится и не откажет в такой мелочи.

Отпуск

При увольнении у вас два варианта – либо получить отпускные деньги, либо в заявлении написать: «прошу предоставить мне очередной отпуск с последующим увольнением». Наглость, конечно. Но право на отдых священно.

Отдельная и довольно часто встречающаяся тема – увольнение после декретного отпуска. Очень многие женщины после рождения ребенка и получения законных декретных денег не выходят на прежнее место работы. Это обстоятельство более других настораживает работодателей, когда речь идет о приеме на работу молодых женщин. Но формально закон не нарушен.

Почему так важно «уйти красиво»

Отношения с людьми, ваши профессиональные связи – это ценнейший капитал, который вместе с опытом вы приобретаете на рабочем месте. Кроме того, позаботьтесь о своей репутации. Если там, откуда вы ушли, о вас как о человеке и работнике сохранились приятные воспоминания, вам будет легко позвонить своим бывшим коллегам, чтобы что-то уточнить или оперативно решить какой-то вопрос. Вам с радостью помогут, если нужны клиенты или подрядчики. И вообще – дружить полезно.

Отношения с людьми, ваши профессиональные связи – это ценнейший капитал, который вместе с опытом вы приобретаете на рабочем месте.

Конечно же, уход из разных компаний, с разных позиций происходит не одинаково. Где-то можно решить вопрос в один день, а где-то потребуется месяц и более, чтобы подготовить смену и оставить дела в полном порядке. Натэлла сделала карьеру от менеджера до коммерческого директора, всегда увольняясь исключительно по собственному желанию. Со всеми своими работодателями она расставалась по-хорошему, даже с теми, которые этого не заслуживали. В результате в ее записной книжке есть мобильные телефоны всех бывших работодателей, с которыми она продолжает поддерживать связь. Благодаря им она не только чувствует себя уверенно в новой должности, поскольку может в любой момент позвонить и посоветоваться, но и ощущает «прикрытый тыл».

Если некрасиво поступает работодатель

Что скрывать – в некоторых компаниях после появления первых признаков неблагонадежности сотрудника служба безопасности в целях защиты коммерческой безопасности может не допустить вас к рабочему месту. Вам могут приостановить доступ к локальной сети, заблокировать карточку-пропуск и т. д. Конечно, это неприятно. Но если вы не желаете бороться с трудовым произволом (хотя у вас хорошие шансы в суде), будьте готовы к такому повороту событий заранее: обменяйтесь личными телефонами с коллегами, скопируйте важную информацию из компьютера. Даже если вас буквально вышвыривают за дверь, сохраняйте лицо, не устраивайте истерику. Вежливо попрощайтесь и пожелайте всяческих успехов. И поздравьте себя: вам в очередной раз повезло, потому что в наше время работать под началом неуравновешенных, мягко говоря, начальников нет никакого резона. Бывалые карьеристы дают простой и однозначный совет: не слишком рассчитывайте на порядочность работодателя, а, что называется, сыграйте на опережение. Не поддаваясь эмоциям, получите все причитающееся деньги (отпускные, годовой бонус и так далее). И лишь потом увольняйтесь.

Знай свои права

Уволиться по-хорошему – задача отнюдь не сверхъестественной сложности. Однако не зря британские ученые измеряют стресс от увольнения и сравнивают его со стрессом от развода или даже смерти близкого человека. Если тучи сгущаются и выйти из этой волнительной ситуации с честью не представляется возможным, – боритесь! Как говорил Михаил Жванецкий, надо уметь зарывать скучную книгу, уходить с плохого кино, увольняться с плохой работы и расставаться с плохими людьми.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru