Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Проверка собственностью


Марина Голованова
Источник:

Что лучше: быть владельцем или наемным менеджером? Эта дилемма стара, как сам бизнес. Сколько раз я слышала: “Менеджерам бы только побольше денег, а собственники упрямы и никак не хотят отдавать бразды правления”. Какой наемный менеджер не мечтает быть собственником? Вот и я мечтала.

Сделав в компании “Русагро” карьеру от менеджера отдела до гендиректора, я решила основать свой бизнес. Мне тогда казалось: с моими-то компетенциями я горы сверну! Я и не предполагала, что собственное дело потребует совсем других компетенций. Когда ты наемный менеджер, то оттачиваешь прежде всего административные навыки. Встав на путь предпринимательства, сталкиваешься с тем, что должен быть специалистом во всем и развивать абсолютно все таланты. А самым главным становится не управленческий, а предпринимательский дар. В моменты глянцевых мечтаний это как-то не приходит в голову. Так получилось и у меня. Оказалось, что предприниматель из меня средненький, и, если бы не муж, вовремя подхвативший мой бизнес, — у него эта компетенция оказалась сильной, — я не справилась бы с начинанием.

Новый опыт позволил мне лучше понимать собственников и критичнее относиться к себе как к менеджеру. Как правило, наемные менеджеры переоценивают себя. Им сложно разграничить свой успех и успех собственника. Был у меня знакомый, который говорил: “А что, собственно, делает владелец? Только договаривается, а всю остальную работу делаю я”. Он решил, что тоже может стать бизнесменом. И что вы думаете? Через два года он понял, что недооценивал роль собственника и его прежний успех более чем наполовину зависел не от него, а от основателя компании. Та ответственность, которая лежит на менеджере, и та головная боль, которая есть у собственника, — две большие разницы. Нервы у собственника оголены, каждый день он ходит, спит, встает с одними и теми же проблемами. Людям надо ежемесячно платить зарплату, вне зависимости от того, прибыльный период или нет. Нужно выходить на банки, брать кредиты под залог всех заработанных активов, а ведь у тебя семья. В убыточные месяцы ты в трансе, каждый месяц проживается как год. А менеджер может отключиться, ведь это — не его дитя, он рискует чужими деньгами. В конце концов он может написать заявление об уходе, а собственник будет разбираться с тем, что менеджер наваял.

Сейчас в своем бизнесе я выступаю в качестве консультанта. Два раза в месяц приезжаю в компанию, смотрю финансовые результаты, задаю вопросы всем участникам, мы подводим итоги, строим планы. На этом моя миссия заканчивается. Я считаю, что больше вмешательств не надо, пусть бизнес развивают менеджеры, а я вправе только давать советы. Два года назад я сама вернулась к роли наемного менеджера, работала директором по некоммерческим операциям “Кампомоса”, генеральным директором группы компаний “Евросервис”. Хочу заметить, что менеджеру очень важно уметь выбирать не только организацию и отрасль, но и собственника. Это так же сложно, как выбрать своего единственного и создать комфортную семью. Самое главное — чтобы собственник и менеджер могли дополнять друг друга. Владелец “Русагро” Вадим Мошкович был потрясающим предпринимателем, но ему не нравилось оперативное управление. Эту “поляну” заняла я и делала все, что считала нужным, а он в оперативку не вмешивался. Когда есть такое взаимодополнение, получается синергия. Но решение не влезать в дела гендиректора все-таки должно исходить от собственника. Как говорится, мудрость бизнесмена начинается не тогда, когда он заработал первый доллар, а когда он успешно договорился.

Пройдя тернистый путь собственного бизнеса, я поняла, что изначально выбранный мною путь оказался верным. Но наемным менеджерам я все-таки порекомендую для отрезвления мозгов попробовать силы в собственном деле (хотя бы овощную палатку открыть). Мой преподаватель по MBA говорил: “Жизнь менеджера развивается по синусоиде: верхний пик — это час орла, нижний — час змеи. В час змеи помни, что придет час орла. В час орла помни, что придет час змеи”. На самой вершине не нужно зарываться, хотя иногда так соблазнительно прикрепить лишнюю звездочку на погоны.


Автор - владелица компании “Агроимпекс”

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru