Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Стимулы по адресам


Аркадий Пригожин
Источник: Ведомости

В России многие знают об открытии В. И. Герчиковым пяти типов внутренней мотивации работников. Он выделил коммерческий тип (они приходят в организацию только для заработка), хозяйский (прирожденные руководители, берущие на себя ответственность за результат своего подразделения), профессиональный (дорожат специальностью и квалификацией), патриотический (ценят постоянство работы в одной и той же организации, в своем коллективе), люмпенский (не стремятся к достижениям, работают по минимуму). Но вот вопрос: как каждый из этих типов внутренней мотивации реагирует на одни и те же стимулы?

Только давайте договоримся: под словом «реагирует» мы будем иметь в виду не удовольствия или огорчения, а повышенную или пониженную трудовую отдачу. Из всех стимулов выберем денежные и моральные поощрения и взыскания.

Начнем с денег. Понятно, что коммерческий тип внутренней мотивации реагирует на них сильнее других, для таких работников этот стимул является базовым. А как на него реагирует хозяйский тип? Заметно. Ибо руководитель и сам заинтересован в заработке, и должен обеспечить таковой своим подчиненным. Для профессионального типа не менее, чем деньги, важны ценность дела, качество труда и его результатов. Для патриотической мотивации деньги приятны, но дополнительного трудового вклада они не вызовут. Ну а в случае с люмпенским типом ответ на денежный стимул будет еще более скромным, если вообще будет.

Теперь возьмем моральные поощрения. Для коммерческого типа они значимы лишь в денежном выражении. Все остальное он воспринимает с подозрением: дескать, чем меня хвалить, лучше помогите материально. Хозяйский тип реагирует иначе: для него любая положительная оценка, особенно публичная, да еще на виду у возглавляемого им коллектива — большая ценность. Примерно так же обстоит дело и с профессиональным типом — признание его квалификации может вызвать энтузиазм. Реальная трудовая отдача патриотического типа в ответ на похвалу обычно невелика. Люмпенский тип испытывает благодарность, да и только.

Труднее с взысканиями. У коммерческого типа денежные вычеты вызывают протест и разочарование. Хозяйский тип отвечает демотивацией. У него портится настроение, он гораздо меньше старается. Еще хуже взыскания действуют на профессиональный и патриотический типы: у людей опускаются руки, они как бы выбиваются из колеи. А люмпенский тип? Только не спешите с ответом. Многолетние исследования В. И. Герчикова показали, что это единственный тип внутренней мотивации, который склонен положительно реагировать на штрафы и депремирование.

Автор — директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве РФ

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru